На двух фигурантов пока самого крупного в регионе дела о "черном обнале" вчера надели наручники. Судья Елена Кашицына приговорила их к колонии, и пока решение не вступит в силу, они отправляются в СИЗО. Бизнесмен Сергей Мифтахов, которого следствие определило как лидера группировки, до сих пор находится в Чехии.
В понедельник в суде подвели итог более чем двухлетней работы засвияжских следователей полиции. Напомним, районный отдел МВД занимался пока самым крупным в регионе делом о незаконном обналичивании денег — в материалах фигурирует сумма в 1,7 миллиарда рублей. Такие крупные истории, как правило, уходят в аппарат УМВД, и выдача карт-бланша на расследование райотделу — нонсенс. Собранные полицейскими 100 томов материалов рассматривали в суде последние три месяца.
Организаторами группы обнальщиков следствие назвало двух предпринимателей — Сергея Мифтахова и Виталия Лазарева. Якобы они регистрировали на подставных лиц фиктивные ООО, которых набралось под три десятка: "СитиСтрой Девелопмент", "Модуль-СП", "Спектр-Д", "Негоциант" и другие. Схема работы была стандартной: заказчик обнала заключал договоры с фирмами-однодневками по оказанию мнимых услуг и перечислял им деньги. Стоявшие за этими организациями люди снимали кэш, оставляя себе 8% от суммы. За четыре года работы, с 2015 по 2019, через левые фирмы вывели почти 1,7 миллиарда рублей. Выручка обнальщиков, если рассчитать по таксе, составила около 133 млн.
Мифтахов в итоге оставил в Ульяновске бизнес по продаже запчастей, переехал с семьей в Чехию и находится там до сих пор, отрицая все обвинения. Еще двое заключили досудебные соглашения, и вчера на скамье подсудимых осталось шесть фигурантов. Всем им вменили незаконную банковскую деятельность (172 УК РФ) и неправомерный оборот средств платежей (187 УК РФ), а также организацию и участие в преступном сообществе (статья 210 УК РФ). Последняя из статей самая строгая: за организацию – до 20 лет несвободы, за участие – до 12.
В понедельник вечером судья Елена Кашицына зачитала шестерке приговор — признала виновной во всем, кроме организации и участия в преступном сообществе. Реальные сроки получили Лазарев и его подельница Башкатова — 4,5 года и 4 года колонии общего режима со штрафами 300 и 250 тысяч рублей. На них надели наручники прямо в зале суда, и до вступления решения в силу отправили в СИЗО. Остальные получили от 3 до 3,5 лет условно со штрафами от 130 до 200 тысяч. Это наказание мягче того, что изначально запрашивала гособвинитель Лариса Игнатьева — она настаивала на реальных сроках для всех фигурантов. "Следствие шло несколько лет, судебный процесс — три месяца. Дело было сложным, потому что преступления по характеру скрытые, пришлось допросить многих свидетелей, исследовать документы, провести разного рода экспертизы", — говорит Игнатьева. С апелляцией в прокуратуре определятся после изучения приговора.
Адвокат Виталия Лазарева Руслан Абасов заявляет о намерении обжаловать решение. Он утверждает, что его клиента оговорили.
— Мой подзащитный не имеет никакого отношения к незаконной банковской деятельности. Мы в обязательном порядке обжалуем приговор, будем бороться до последнего и рассчитываем, что высшие инстанции более внимательно отнесутся к деталям. Сожалеем, что некоторые наши доказательства суд не принял. Как мы и говорили ранее, мой подзащитный оговорен, это подтверждается тем, что суд не усмотрел 210-й статьи, а следствие всяческим образом ее вменяло, — говорит Абасов. По его словам он подал жалобы по поводу оговора Лазарева в прокуратуру и следственные органы, идут разбирательства.
Отметим, что это уже третье крупное дело об обналичивании денег в регионе за последний год. В октябре 2020-го приговор зачитали "черным банкирам", которых якобы охранял местный криминальный авторитет Роман Халимонов по кличке Попенок. Сам он в розыске, а вот его подельники за обнал 1,3 млрд рублей под 2% получили от 3 до 5 лет лишения свободы условно. В сентябре того же года начались слушания по делу еще пятерых предполагаемых игроков подпольного финансового рынка, которым вменяли вывод в кэш более 800 млн рублей под 4%. Сейчас дело вернули на доследование. Как заявлял старший помощник прокурора области Василий Зима, увеличившееся число выявленных преступлений подобного рода является следствием создания в Ульяновской области около двух лет назад специальной межведомственной группы.
Андрей Семёнов