Трудно, а точнее, уже невозможно представить современный мир без рекламы. Она вездесуща: включив радио или телевизор, обязательно нарвешься сперва на рекламный ролик. Зайдешь в интернет – сплошные баннеры, усеявшие экран. Почтовые ящики забиты рекламной макулатурой…

Нашим дотелевизионным, предынтернетным предкам было, наверное, легче, потому что первую страницу любой газеты, сплошь покрытую рекламой, можно было просто перевернуть. Хотя… Не знаю, как тогда, но сейчас читать рекламные «произведения» столетней давности даже интересно. Я имею в виду не коротенькие объявления о сдаче комнат или поиске репетиторов, обычно ютившиеся где-то на последних страницах, а порой очень, как сейчас говорят, креативные решения тогдашних рекламщиков.

Вот, например, Симбирская «политическая литературная и общественная газета, выходит ежедневно, кроме дней послепраздничных» «Волжские вести». На первой полосе номера от 1 декабря 1911 года помещен небольшой рассказик под названием «Утешился». Читая его, не сразу понимаешь, что это реклама (орфогафия оригинала сохранена):

- Мы должны разстаться…Я решила сказать тебе, что люблю другого.

- Да? Ну. Что же… Насильно мил не будешь. Разстанемся.

- Но мне все-таки жаль тебя… С кем же ты останешься?

- Я? Об этом не заботься…Пока существует Шустовский коньяк, я один не буду.

Или вот газета «Симбирянин» от 25 января 1912 года. Здесь авторы обратились к далекому будущему – «ролик» называется «В 1950 году».

- Просто беда с этими аэропланами. Бросают с них вниз всякую дрянь, того гляди голову проломят. И чего это полиция смотрит?

- Не говорите… Бывают и приятные сюрпризы сверху.

- Какие же это сюрпризы?

- Да вот со мной был случай. Иду я по улице. Вдруг мне сверху чем-то по голове как треснет, даже искры из глаз посыпались. Схватился за голову – шишка огромная сидит…

- Так чего же здесь приятного?

- Да вы знаете, чего это было-то? Бутылка Шустовского коньяка, и почти полная. Слава Богу, что она мне по голове попала, а то бы разбилась.

- Вот счастливчик.

Впрочем, не вся реклама была сделана столь же изобретательно. Основная ее часть была куда проще. Вот «Волжские вести» от 2 декабря 1911 года сообщают:

МАГАЗИН Е.Т. КАЛЯКИНОЙ. Симбирск.

Вновь получены в большом выборе: из-за границы граммофоны новой системы и другие музыкальные инструменты, т.е. балалайки, гитары и мандолины. Английския кровати, дорожныя вещи и военно-офицерский товар. ЦЕНЫ ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ. На граммофоны допускается рассрочка.

С почтением, Е. Калякина.

Или вот:

Симбирское Коммерческое Собрание.

В пятницу, 2 декабря 1911 г.

СЕМЕЙНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

С 6-ти час. вечера до 2-х час. ночи.

Играют трубачи 5-го Уланскаго Литовскаго полка под

управлением капельмейстера С.П. Кученкова.

Плата за вход по рекомендации г.г. членов гости

кавалеры 50 коп., дамы 30 коп.

Семейства г.г. членов вносят ту же плату.

Рядом:

Открыт специальный магазин

ГАЛОШЪ,

линолеума и других резиновых изделий

Т-ВА «ПРОВОДНИК»

На Б.-Саратовской ул. В д. О-ва Взаимнаго Кредита.

«Симбирянин» от 25 января 1912 года:

Открыта подписка

На самый ДЕШЕВЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ и ИНТЕРЕСНЫЙ

Иллюстрированный журнал для юношества, семьи и школы

«УЧЕНИК»

Подписной год с 1-го сентября 1911 года по 1-е сентября 1912 года.

Выходит каждую субботу.

В 1912 году «Ученик» будет издаваться по той же полной программе.

ПОДПИСЧИКИ ПОЛУЧАТ 52 БЕСПЛАТНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Читая эти объявления, словно на машине времени погружаешься в ту эпоху и лучше понимаешь тех людей, которые жили в этих сохранившихся еще домах, ходили по тем же улицам, по которым ходим мы… словом жили своей обычной и неповторимой жизнью.

Владимир Миронов

По материалам Государственного архива Ульяновской области