Губернатор Алексей Русских поставил региональным мусорным операторам задачу модернизировать производство. Инвестиционные программы они должны представить до августа. Однако в компаниях говорят, что на переоборудование сортировочных линий нет денег, и процесс обновления неминуемо приведет к значительному росту тарифа для ульяновцев. Вопрос на днях обсуждали в Общественной палате региона.

Повторить подвиг Подмосковья

В Ульяновске нет ни одного оператора по обращению с отходами, который полностью бы соответствовал требованиям сегодняшнего времени, заявил губернатор Алексей Русских три недели назад. По его мнению, предприниматели только делают вид, что проводят сортировку мусора, однако на деле просто занимаются захоронением — «по старинке».

Такому выводу предшествовала командировка в подмосковный Солнечногорск — собственники региональных полигонов ТБО посетили образцовый комплекс по переработке отходов. Власти поставили бизнесу задачу изучить передовой опыт по обращению с мусором и понять, можно ли внедрить его у нас. Главная установка губернатора — руководство заводов должно разработать инвестиционную программу для модернизации своих производств. Сроки поставлены жесткие — до августа. Тем, кто откажется вкладываться, найдут замену.

Перевооружение мусорных заводов ляжет на кошельки ульяновцев

Рост предельных тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами на 2022 год рост составил 3,4% для региональных операторов, кроме ООО «Горкомхоз» — у него 0,4%.

Советник губернатора по экологии, председатель профильной комиссии в Общественной палате Лев Левитас говорит, что не увидел в нынешних тарифах инвестиционной составляющей, которая, по планам Русских, должна дать толчок развитию мусорной отрасли. В Агентстве по регулированию цен и тарифов подтверждают: инвестпрограммы не были представлены до сих пор, источники финансирования не определены. Единственное, что очевидно — рост тарифа для граждан неизбежен, это дело времени.

Чиновники видят три варианта развития событий. Первый — предоставление заемных средств для бизнеса по льготной программе. Растягивание кредита на годы позволит сделать повышение стоимости на вывоз ТКО плавным и не таким критичным для населения. Второй вариант — бюджетное софинансирование. Он наиболее выигрышен для потребителя — рост ценника будет минимальным. И, наконец, добровольное пожертвование регионального оператора — в этом случае скачок в тарифе полностью ляжет на плечи ульяновцев.

Бизнес не готов вкладываться

Директор «Экостандарта» Ольга Марьева говорит, что потенциальная годовая выручка предприятия — 430 млн рублей, прибыль — 21 миллион. Но по итогам последних двух лет бизнес сработал сильно хуже — прибыль на уровне 2-5 млн рублей. Оператор при этом за свой счет выполняет требования правительства: закупает новые контейнеры, увеличивает нагрузку по реализации раздельного сбора мусора и другое.

По словам Марьевой, в нынешних условиях они не в состоянии нести расходы на новые сортировочные линии — по ее расчетам, до 2027 года необходимо порядка 350 млн рублей инвестиций. В таком случае рост тарифа для населения составит по годам до 60%, потому что деньги берутся из выручки. Амортизация составляет в среднем до пяти лет, а неплательщики (их сейчас 20%) снижают оборачиваемость бизнеса.

Андрей Полежаев из «Контракт плюс» заявил, что от регулируемой деятельности оператор прибыли не видит: 6 млн рублей по итогам прошлого года получены от нерегулируемого тарифа, то есть предприятий. Директор фирмы сказал, что не видит смысла в разработке инвестпрограммы — не верит, что тарифы для населения поднимут и вливания окупятся.

Представитель «Экосистемы» Андрей Чуров озвучил, что компания не готова в этом году инвестировать в производство деньги, в качестве основных этапов он видит 2024-2028 годы, расчеты готов предоставить позднее. Андрей Иванов из «Межрегиональной экологической компании» также не сможет приступить к модернизации в ближайший год, но говорит о задачах нивелировать повышение тарифа, переориентироваться в части роста не на население, а на юридические лица.

— С существующими тарифами невозможно добиться успеха в развитии отрасли. Да, сейчас их размер позволяет стабильно вести работу, но нужны инвестиции, — возразил замначальника Агентства по регулированию цен и тарифов Сергей Ципровский.

«Зеленые» деньги пустить на развитие

Замруководителя межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Алексей Орлов озвучил результаты ужесточения штрафных санкций. В течение последних двух лет увеличивали ежегодную плату за негативное воздействие на окружающую среду — она выросла с 38 до 70 млн рублей со всех предприятий. Эти средства поступают в бюджет региона или муниципалитета, где располагается производство.

— «Зеленые» деньги растворяются, неизвестно, на что они тратятся, хоть и формально окрашены. Их можно было бы направить в инвестиционную составляющую тарифов и модернизацию отрасли — это не ляжет на плечи населения и будет под контролем, — сказал Орлов.

Эксперты вспомнили времена, когда в Ульяновской области существовал экофонд по типу существующего дорожного фонда. Участники круглого стола считают, что нужно его вернуть: «Власть не должна разбазаривать “зеленые” деньги!». Для того чтобы выяснить, куда ушли средства, уплаченные бизнесом за негативное воздействие на среду, глава коммунального комитета ЗСО Андрей Седов направит депутатский запрос.

Дарья Косаринова