Средства для стирки, уборки и личной гигиены импортного производства подорожали на 21-40%. Рост ценника связан в первую очередь со сменой логистических путей из-за введенных против России санкций. Теперь к стоимости товара добавляются таможенные пошлины каждой страны, через которую он проходит. Эксперты считают, что потребители изменили поведение и предпочтут переходить на альтернативы, нежели охотиться за дефицитом. Торговые сети ищут покупателям такие аналоги — кроме российских, рассматриваются поставщики из Беларуси и Ирана.

Крупный американский производитель бытовой химии и средств гигиены Procter & Gamble (бренды Tide, Fairy, Lenor, «Миф», Head & Shoulders и др.) весной заявил, что уменьшит товарную линейку поставляемой в Россию продукции и увеличит закупочные цены на 40%. Также об уходе из страны сообщила немецкая компания Henkel (Persil, Pril, Bref, Vernel, «Пемолюкс», «Пемос», «Ласка», «Дени» и другие). Это привело к росту цен.

По данным ульяновского управления Росстата, товары бытовой химии и гигиены в России и Ульяновской области за полгода подорожали значительно. С января по июнь в цене увеличились:

  • зубная паста — на 31,6%,
  • пена для бритья — на 26,04%,
  • шампунь и мыло — на 40%,
  • гель для душа — на 28,5%,
  • дезодорант — на 37,4%,
  • стиральный порошок — на 33%,
  • жидкие чистящие и моющие средства — на 21,6%.

Из-за ухода иностранных компаний и сохранения спроса на их продукцию товарные остатки дорожают, это объективный процесс, говорит основатель сети магазинов натуральной косметики и бытовой химии Verba Олеся Чукмарева.

— Основной вопрос в том, откуда и какими путями крупные сети в случае прекращения официальных поставок повезут в Россию бытовую химию. Возможно, она пойдет через Беларусь и Казахстан, что еще больше поднимет стоимость. Вряд ли люди будут активно приобретать товары в прежних объемах по завышенным ценам, — считает Чукмарева.

Как усложнившаяся логистика влияет на цену товара, можно проследить, сравнив цены на бытовую химию в российских супермаркетах и магазинах соседних Польши и Финляндии. Разница по некоторым позициям — в два и более раз.

Цены из интернет-каталогов гипермаркетов «Ашан» и «Лента» в России, «Ашана» в Польше, финской сети Prisma и чешской Tesko. По ряду позиций указаны ценники из онлайн-магазинов Tokmanni.fi, Karkkainen.com, luxplus.fi. Если в магазине не было в наличии средства нужного объема, рассчитывалась приблизительная сумма исходя из имеющихся данных. Цены переведены в рубли по курсу ЦБ РФ на 26.07.22: злотый — 12,5 р. (Польша), чешская крона — 24,01 р., евро — 58,6 (Финляндия).

Тем не менее покупатели вряд ли начнут закупаться впрок за границей, считает Олеся Чукмарева.

— Времена изменились — и покупатели тоже. Сейчас они не готовы разыскивать товары, как это было в эпоху тотального дефицита. Им проще перейти на доступный по цене аналог российского производства, который можно купить в магазине у дома или заказать в интернете и получить на следующий день. Нашим предпринимателям дан замечательный карт-бланш, — говорит Чукмарева.

По словам эксперта, цены на импортную бытовую химию так выросли, что сравнялись, а в некоторых случаях превысили стоимость отечественных экобрендов. Российские Synergetic, Grass и другие производители вполне могут составить конкуренцию многим импортным средствам и занять лидирующие позиции на ранке.

Торговые сети также намерены искать альтернативу уходящим брендам. Пока проблемы есть со средствами личной гигиены, гелями для душа и шампунями. Директор АО «Гулливер» Елена Сорокина в целом называет ситуацию нестабильной.

— Производители туалетной бумаги, влажных салфеток, товаров для женской гигиены говорят о дефиците сырья. Часть компаний ушли с рынка, и мы вынуждены были вывести из матрицы некоторые известные бренды, например «Либресс» и «Олвейс». Но есть бренды, по которым пока особых проблем с поставками нет. Падения продаж в этом сегменте мы не видим.

Более сложная ситуация с различными шампунями и гелями для душа. Цены на них растут, продажи снижаются. По средствам для стирки – Henkel пока отгружает товар, хоть и с ограничениями. Официальных заявлений о закрытии или отказа от поставок они не делали. По ряду позиций даже начали снижать цены и расширять ассортимент, также обещают скидки с 1 сентября, соответственно и мы снизим цену. Но ситуация остается нестабильной и мы сейчас активно ищем альтернативу товарам, которые могут уйти с рынка, — говорит Елена Сорокина.

Тем не менее, по ее словам, уходящие с рынка бренды тяжело заменить. «Политика нашей сети такова, что нам важно предложить не просто самый дешевый продукт, а эффективные и качественные средства среднего ценового сегмента. Сейчас рассматриваем варианты из России, Ирана и Беларуси», — пояснила руководитель торговой сети.

Эвелина Роженцева