Коронавирус внес свои коррективы в жизнь и деятельность людей и организаций, поставив под угрозу не только здоровье граждан, но и дальнейшее существование организаций. В режиме закрытых дверей много не наработаешь, а вернее не заработаешь ничего, только потратишь. В то время как социальные обязательства перед работниками и потребителями для производителей и поставщиков никто с 30 марта по 30 апреля не отменял. В эти нерабочие дни простоя все платежи остались «рабочими» и обязательными - зарплата работникам, аренда, обслуживание, поставка жизненно необходимых ресурсов. Как пример - сфера ЖКХ. Множество государственных мер направлено на поддержку физических лиц, бизнесу же предлагается только лишь взять взаймы - время или деньги.

Меры против ЖКХ

Компании жилищно-коммунального комплекса негативно восприняли решение Правительства РФ, направленное на то, чтобы временно запретить ресурсоснабжающим организациям взимать штрафы с потребителей за просрочку платежа менее трех месяцев, а злостные неплательщики, фактически нарушители закона, вообще оказались в достаточно выгодном положении. Им нельзя ограничить пользование коммунальными благами - перекрыть воду или отключить свет.

К тому же все прекрасно знают, что в числе злостных неплательщиков есть как люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и действительно нуждающиеся в помощи, так и те, кто просто не считает нужным платить, имея при этом нормальный доход. Если первые понимают свою ответственность, переживают, обращаются в организации за субсидиями, реструктуризацией долга, отсрочкой платежа, то вторые продолжают нагло не платить и еще получают от этого защиту и поддержку от государства. Помощь все-таки должна быть дифференцированной и предоставляться тем людям, которым она реально нужна, а не тем, кто ей пользуется в корыстных интересах и ищет лазейки, как еще больше нажиться теперь, получается, с государственной помощью.

Богатые неплательщики радуются

Как показывают рейды по должникам, – в частности перечень имущества, на которое судебные приставы накладывают арест за долги по коммуналке: домашние кинотеатры, автомобили (не самых бюджетных марок), мебель, роскошные предметы обстановки в квартире – эти люди живут далеко не за чертой бедности. В то время как малоимущие, наоборот, стремятся не допустить суда и прихода приставов, потому не могут позволить себе расходы на ответственность и стараются решить вопрос.

Режим самоизоляции усугубляет ситуацию для коммунальщиков. Люди вынуждены сидеть дома, соответственно, нагрузка на инженерные сети и потребление ресурсов возрастает. Жители значительно больше расходуют света, газа, воды. При этом все аварийные службы работают круглосуточно и обязаны исполнять заявки всех жильцов, не зависимо от того, платит человек за коммунальные услуги или нет. Ответственность потребителя и меры воздействия за несвоевременную оплату отменены до конца года, но при этом ответственность с ресурсоснабжающих организаций, реализующих электрическую и тепловую энергию, только возросла. Потому что от этого напрямую зависит не просто комфорт проживания, а обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. И отсрочку поставок ни на три месяца, ни тем более до конца года ресурсникам никто не даст, даже несмотря на то, что в итоге массовых неплатежей населения деньги просто неоткуда будет взять.

Кто и сколько должен энергокомпаниям

Сумма задолженности всех категорий потребителей за теплоресурсы (ГВС и отопление) в Ульяновске вот уже несколько лет колеблется в районе 3,5 млрд рублей. Если дифференцировать ее по группам, то условно можно разделить ее так.

Первая - физические лица. Задолженность по ним составляет порядка 670 млн рублей. И здесь стоит еще раз напомнить, что сейчас копить долги и думать, что когда-то их вам простят – не стоит. Нововведения в виде моратория на начисления пеней за накопленные долги, тоже закончится. И после – вам начислят пени на всю сумму долга.

Вторая категория неплательщиков - различного рода бюджетные учреждения. Выбить из них платежи невыносимо сложное дело, они же почти государство и у них вечно нет денег. На первый взгляд эти организации, живущие за счет налогоплательщиков, должны быть максимально дисциплинированными и подавать пример всем потребителям, но выходит наоборот. Пока деньги поступят на счет поставщика обычно проходит немало времени. На сегодняшний день сумма долгов бюджетов всех уровней составляет 260 млн рублей.

Третья категория неплательщиков - муниципальные и государственные предприятия, в том числе всевозможные МУПы и ГУПы. Они покупают ресурсы - тепло или свет у энергокомпаний и перепродают конечному потребителю, то есть нам с вами. Многие из них на грани разорения, а все потому что они не спешат рассчитаться с производителем теплоэнергоресурсов. Поступившие от потребителей платежи идут не на расчеты с энергокомпаниями, а на какие-то текущие нужды, а все что останется отправляют поставщику. А тем временем, долг никуда не девается и на сегодняшний день в регионе он составляет более 1 млрд рублей.

Сложив все суммы, можно понять, что текущие поблажки только усугубят ситуацию в ЖКХ.

Всем до лампочки

И тем не менее, все это мало кого волнует: власти не считают расходы компаний на закупку материалов и оборудования, топливо, ремонты, зарплаты. А ведь работники предприятий ЖКХ в любое время года и суток, в эпидемию и карантин трудятся. Рабочие, операторы энергооборудования, слесари-ремонтники, наладчики также не хотят остаться без средств к существованию, потому что обеспечивали комфорт людям, бюджетным учреждениям и давали зарабатывать МУПам и ГУПам, которым официально разрешили без применения мер воздействия не платить за труд. Абсурд очевиден!