Американский проповедник Йосеф Марозов (Марсоу), который 12 лет служил раввином в Ульяновской области, лишен вида на жительства в России по инициативе ФСБ. За экстремизм. Тем не менее, сегодня он вновь на родине Ленина. В эксклюзивном интервью попавший в опалу чекистов иудей рассказал, почему ему запретили работать в России, как удалось вернуться в Ульяновск, и кто может стать раввином вместо него.

Йосеф Марозов приехал к месту встречи на такси с кружкой кофе, приобретенного по дороге. Пригласил подняться по крутой лестнице и предложил войти в тесный кабинет, в котором с трудом размещались рабочий стол, узкий диванчик и пара офисных стульев.

- Присаживайтесь. Мне нужна буквально минутка. Это для молитвы, интервью и фото, - объяснил он, доставая из коробки итальянского производства широкополую фетровую шляпу. Говорят, у ортодоксальных евреев 34 разновидности таких головных уборов, которые могут многое рассказать об обладателе. Йосеф Марозов решил рассказать о себе сам.

Переговоры об интервью продолжались около месяца. Как ни странно, прошло оно не межконтинентально, а лично – в Ульяновске, где лишенный вида на жительства в России американец, казалось бы, никак не мог находиться.

- Сейчас меня нельзя называть раввином Ульяновской области. Меня никто этого статуса официально, конечно, не лишал, но не имею права вести никакой работы. Прекратил деятельность в фонде «Ор Равнер Ульяновск». Благотворительная организация «Миква-Спа Шмуэль Довид и Хава» ликвидирована. У меня трехлетняя туристическая виза. Каждые полгода нужно покидать Россию. Разговариваю с вами, как частное лицо, - сразу предупредил собеседник.

Двенадцать лет назад Йосефа пригласил проповедовать Тору в Ульяновск главный раввин России, Берл Лазар.

- На первую мою молитву пришел только один человек. Не сто или двести – один! Сейчас мы можем говорить, что многое сделали, начиная от детского сада и до будущего еврейского центра. Могу толстые книги писать о том, как мы работали, преодолевая сложности.

Тем не менее, никакие заслуги сохранить вид на жительство не помогли. Марозов стал десятым раввином, лишенным права работать в России. Кроме него оставить общину пришлось тем, кто служил в Ставрополе, Краснодаре, Сочи, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Туле, Москве и Ижевске. Два города лишались раввинов дважды. Всего в стране работали 47 проповедников. Марозоф не смог получить поддержки ни у местных властей, ни у своих лидеров в Москве. Как и Берл Лазар, он представляет ортодоксальное объединение иудеев Хабад. Эта организация с офисом в Нью-Йорке финансирует деятельность раввинов в России и, возможно, именно в этом причина претензий миграционной службы, выдвинутых по представлению ФСБ.

Справка 73онлайн:

Хабад-Любавич – хасидское направление в иудаизме, созданное Шнеуром Залманом в 1972 году. Резко выделается своим стилем. Насчитывает около 1350 организаций и 200 тысяч приверженцев в 65 странах. Раввины этого третьего по численности движения иудаизма ведут обучение по всему миру, благодаря чему на территории бывшего СССР появились еврейские общины. Хабад призывает к служению и радостному исполнению законов Торы через интеллектуальное ее понимание. Отсюда и название, представляющее собой акроним от слов "мудрость", "понимание", "знание". В России движением Хабад руководит раввин Берл Лазар, выдвинутый Федерацией еврейских общин, объединяющей 200 организаций в 178 городах.

- Мое мнение, что иудаизм никогда не был экстремизмом. Ни разу в жизни не сказал ничего, что можно было бы расценить в качестве экстремизма – ни скрыто, ни открыто. Не считаю себя фанатиком, хоть и выгляжу очень религиозно. Библия, Коран и Тора – это книги, которые разрешены российским законодательством. Официально в них нет экстремизма. Не имеет значения, к какой организации принадлежу, ведь занимаюсь исключительно толкованием Торы. Большинство раввинов мира представляют Хабад. Есть разные общины и различные течения иудаизма – как и в христианстве, например. Но они не являются экстремистскими.

Минувший год Марозов провел в борьбе за виды на жительство. Свой и супруги. Американцев предложили лишить права работать в России одновременно. До момента, когда они могли получить гражданство, которого ждали два года, оставался лишь месяц. Марозов проиграл процессы в районном и Ульяновском областном судах, дошел до Верховного. Под новый год тот вынес окончательное решение – вида на жительство лишить. Правда, из первоначальной формулировки исчезло слово «терроризм», но осталось «за поддержку экстремистской деятельности».

- После решения Верховного суда, спросил, уважаемые судьи, вы действительно верите, что я экстремист? И уже не для протокола мне сказали – нет, мы можем и не верить в это. За факт экстремизма или терроризма завели бы уголовное дело. У вас его нет. Но у ФСБ есть право, ничего не объясняя, считать, что у вас может быть склонность к экстремизму. Для того, чтобы делать такие выводы, могут быть различные данные из ваших разговоров, переписки, лекций, которые открыты для всех желающих. Кстати, получил от ФСБ поздравительное письмо в канун еврейского нового года, в котором назван уважаемым.

- Вы будете продолжать свою деятельность в Ульяновске?

- Не знаю. Все зависит от того, что будет лучше для общины и для моей семьи. Не хочу, чтобы мои родные пострадали, если вдруг скажут, что в один день мы должны все уехать. Дети учатся здесь, пишут и говорят по-русски, слава богу, не хуже местных, а может и лучше. Для них Россия – это родина. Двое младших появились на свет в Ульяновске и, может, раз в жизни выезжали за границу. Не знаю, стоит ли ждать такой травмы, которая может случиться. Возможно, стоит просто уехать. Общине без раввина будет сложно, но все же я подготовил ее к этому. Найти нового раввина в России нелегко. Считаю, что во главе общины должен быть россиянин. Проблема в том, что практически все, кто становится по-настоящему религиозен, сразу уезжают в Израиль. Иногда в Москву. Им просто легче жить в обществе с теми традициями, которые приняли. Желания приехать в Ульяновск, получив диплом раввина, ни у кого не возникает. Знаю, что многие уезжают проповедовать в Америку или в страны Европы. Я лично этого не понимаю, но это факт. Это не значит, что мы не найдем раввина для Ульяновска. Уже занимаюсь этим.

Строительство Центра еврейской культуры в Ульяновске придется передавать следующему раввину, все-таки подытожил Йосеф Марозов. Шанс остаться он видит только в том, что изменится позиция ФСБ – к нему придут люди в погонах и скажут об этом. Но в такое развитие событий он не верит.

Председатель ульяновской региональной еврейской национально-культурной автономии Игорь Дабакаров рассказал, что сбор средств на строительство Центра еврейской культуры продолжается:

- Мы очень надеемся, что в конце мая, после праздников выйдем на котлован, потихонечку приступим к строительству. То, что наш раввин лишен возможности проповедовать в Ульяновске, именно на строительстве культурного центра никак не скажется. Община существовала и до раввина, которым мы всегда были очень довольны. Он приехал, сделал большое дело и теперь уезжает, но мы то остаемся. Пока не знаем, кто станет новым раввином – процесс это непростой, но мы работаем над этим. Хотим выбрать хорошего, умного лидера – для нас это очень важно. С этим вопросом мы спешить не будем.