Кьюаркодная реальность, наступившая в Ульяновской области с 8 ноября, оказалась далеко не такой лютой, как мы боялись. Всего за две недели уровень бдительности охранников в торговых центрах и хостесс в предприятиях общепита значительно снизился – в большинстве мест для прохода достаточно просто показать черно-белый квадратик на экране телефона.

Подтвердить личность паспортом практически не требуют, максимум – спрашивают дату рождения или ФИО – для сверки с обрывками данных, содержащихся в QR-коде. Что мешает невакцинированному ульяновцу скопировать код у кого-нибудь из друзей, запомнить проверочную информацию? Да ничего – многие так и делают.

Ни мотивировать, ни заставить

Но даже такие нестрогие барьеры становятся все ниже. Оно и понятно, ведь фактически контроль за исполнением новых правил возложен на тех, кто меньше всего в этом исполнении заинтересован. Бармен-официант в кафе-ресторане искренне хочет, чтобы клиент остался в его заведении, сделал кассу и оставил чаевые.

Уровень контроля за QR-кодами минимальный

Охранник в торговом центре мечтает, чтобы вернулись былые беззаботные деньки, когда он мог преспокойно спать с открытыми глазами, предвкушая скорый конец смены. Лаяться с возмущенными свободолюбцами, слышать проклятия в свой адрес и принимать плевки в лицо – это нагрузка явно не на его зарплату. Поэтому еще неделя-две, и вся процедура сведется к вопросу «Есть код?» и ответу «Еще бы!». По идее, для такого случая у государства должен быть припасен тяжелый занозистый дрын (система постоянных проверок и драконовских штрафов), чтобы контроллеры хорошо делали свою работу из страха. Но его нет, и невозможность навести порядок даже с ношением масок в общественном транспорте – наглядное тому подтверждение. В общем, все как обычно: строгость российских законов компенсируется условностью их исполнения.

Но тут подкралась другая беда: общепит, кинотеатры и моллы готовы сквозь пальцы смотреть на «левые» скриншоты, вот только смотреть не на что – потребитель резко сжался и перестал тратить деньги. А ведь ульяновскому бизнесу еще зарплаты повышать по губернаторскому призыву! Но это уже другая история.

Ограничения условны, но у людей отпало желание покупать

Это потолок

Впрочем, нельзя сказать, что локдаун и кьюаркодизация вовсе не эффективны. Нагнетание страха и грозные позы серьезно подстегнули ранее колеблющихся в вопросах вакцинации, а также ленивых и инфантильных. В прививочные пункты действительно выстроились очереди, даже местами возник дефицит препаратов. Неплохая попытка, но и ее недостаточно – на 24 ноября 2021 года в стране вакцинированы хотя бы одним компонентом 44,3% населения, в Ульяновской области – ровно столько же от общего количества жителей. Для сравнения, 8 ноября было 39,7%. Если пересчитать по головам, то эффект еще более очевиден: на 8 ноября вакцинированы 58 миллионов человек, на 24-е – почти 65 миллионов. Семь миллионов, 12% всего за 16 дней – отличный результат. Если бы не два «но».

Первое: это по-прежнему примерно в два раза меньше, чем нужно для достижения коллективного иммунитета от дельта-штамма. В Австрии, где правительство тоже активно экспериментирует с дискриминацией непривившихся и локдаунами – 65%. То есть руководи Россией Александер Шелленберг, он бы однозначно объявил в стране чрезвычайное положение, ввел армию в города и запер всех по домам. Пандемия продолжает пылать с непредсказуемыми для страны последствиями. Каждая новая волна преподносит болезненные сюрпризы, и чем меньше страна мобилизована сегодня, тем больнее будет ей завтра.

Россия серьезно рванула в плане вакцинации, но этого безнадежно мало

Второе: сегодняшние 44% – это если не потолок, то очень близко к нему. Это максимальное число россиян, согласных на добровольную или добровольно-принудительную вакцинацию. Остальные, как говорится, уперлись. На них не подействовали ни рекламы-страшилки, ни невозможность нормально пошопиться (к тому же мы уже выяснили, что если нельзя, но очень хочется, то можно). Маячит угроза ограничений в общественном транспорте, но, кажется, россияне уже начинают догадываться: если это не очень мешает ходить по кафешкам, то не особо будет мешать ездить на маршрутках. Ресурс позитивной дискриминации заканчивается, из серьезных опций остались только ограничения на использование авиа- и железнодорожного транспорта. Здесь хитрости со взятыми у друзей напрокат кодами уже не прокатят. Но эта мера вряд ли станет решающей, а вот к росту и без того зашкаливающих протестных настроений обязательно приведет. И к неизбежному ущербу авторитету официальной медицины и вакцинации. И к падению рейтингов властей, которые и так не растут.

Сильнее всего локдаун и введение QR-кодов подействовали на ваксеров: за 16 отчетных дней ревакцинацию совершили 1,6 миллиона человек, то есть 80% (!!!) от всех ревакцинированных ранее (2 миллиона). Им хлеба не надо – прививку давай!

Ставок больше нет

Похоже, возможностей всерьез повлиять на ситуацию не осталось - остается уповать на удачу

Мы почти подошли к тому этапу, на котором заставить упершихся вакцинироваться можно только реальной жестью – введением административной и даже уголовной ответственности, жесткой полицейщиной, организацией работы репрессивного конвейера. Наш президент уже проводил рискованный опыт, связанный с отказом от своих обещаний (пенсионная реформа). Решиться ли он повторить его, отказавшись от своих слов о сугубой добровольности вакцинации? В этом есть большие сомнения – 2024 год совсем рядом. Пат, цугцванг и цейтнот одновременно.

В этой отчаянной, выматывающей и очень горькой ситуации пугающе актуально звучит мрачное предсказание министра здравоохранения ФРГ Йенса Шпана: «Вероятно, к концу этой зимы, как иногда цинично говорят, почти все в Германии вакцинируются, переболеют или умрут».

Видимо, так и есть: государство исчерпало возможности, общественная дискуссия зашла в тупик, каждый выбрал то, что выбрал – все ставки сделаны, рулетка вращается, кости катятся по столу.

Всем удачи.

Фото: pexels.com, VK-паблик "Ульяновск - новости"

Вячеслав Великолепный