
Ряд ритейлеров и ресторанов приостанавливает открытие новых точек в 2022 году.
Источники «Известий» в сфере торговли и на рынке недвижимости рассказали о таких планах X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнита» и «Дикси», а также Gloria Jeans, 12storeez, «Хачапури». По словам собеседников издания, ситуация связана со сложностями в поставках оборудования для торговых помещений, например, стеллажей, холодильников, касс. Однако в минпромторге отметили, что в России есть производители, которые смогут предложить свои аналоги российским компаниям, — проблем с наличием такой продукции на складах нет.
— Это правда, что много новых контрактов с арендодателями в этом году сорвалось. Например, «Перекресток» приостановил открытие шести магазинов в торговых центрах, Polaris и «Доктор Столетов» также отказались открывать новые точки, — рассказала «Известиям» глава ритейл-департамента CBRE в России Марина Малахатько.
Избежать приостановки развития удается пока тем компаниям, у которых есть запас оборудования на открытие точек в ближайшие несколько месяцев. Например, Fix Price закупила кассы для новых магазинов на полгода вперед, рассказали в пресс-службе сети.
Впрочем, есть и другие решения. Например, «Магнит» закрывает неэффективные магазины, уточнил источник в одном из ритейлеров. Возможно, их торговое оборудование в перспективе будет использовано на новых точках, предположил собеседник «Известий».
В Минпромторге не видят причин для нагнетания обстановки на рынке контрольно-кассовой техники. Там подчеркнули, что проблем с наличием продукции на складах не выявлено. У поставщиков есть запас сканеров штрих-кода, терминалов сбора данных и прочих периферийных устройств.
В министерстве также отметили, что в России работают производители торгового пищевого оборудования, в том числе для ритейла и общественного питания. Эти предприятия готовы обеспечить клиентов необходимой техникой — холодильными и морозильными шкафами, витринами, ларями, бонетами для хранения пищевых продуктов и напитков, оборудованием для выпечки хлебобулочных изделий, стеллажным оборудованием.
Приостановка открытия новых магазинов также связана с перебоями в поставках товара и увеличением стоимости отделочных работ и ремонта помещений. Это подтвердил гендиректор «Шоколадницы» Олег Подгорный: по его словам, стоимость открытия одной кофейни выросла на 30%. Раньше сеть пользовалась американским оборудованием, теперь его невозможно найти на российском рынке, добавил он.
Ольга Шестаковская