В одной из предыдущих публикаций мы рассказали о том, каким было народное образование в Симбирске в начале XX века, до Октябрьской революции. А как оно развивалось в раннесоветское время? Давайте посмотрим.

В отчете о работе горисполкома за 1935 год на этот счет приводятся интересные данные. Не станем сильно углубляться в цифры и приведем лишь некоторые из них.

Например, если в 1930-1931 годах общее количество школ (начальных и средних) насчитывало 95, то в 1934-1935 гг. их стало уже 125. В том числе в Ульяновске число этих учебных заведений возросло с 31 до 36, а в районе – с 64 до 89.

Если в начале 30-х годов за школьными партами сидели около 15 тысяч юных жителей города и прилегающего района, то к их середине эта цифра увеличилась до 23,5 тысяч учащихся. При этом число сельских школьников возросло гораздо больше, чем городских – с 6700 до 12403 и с 8232 до 11258 соответственно.

Неудивительно, что уровень грамотности населения за те же четыре года резко повысился: в городе - с 94,5% до 100%, в селе - с 88,2% до 95%.

Интенсивно развивалось и профессиональное образование. В Ульяновске работало 14 техникумов, в том числе 4 педагогических, 3 сельскохозяйственных, а также индустриальный, техникум сельхозсоцстроительства, медицинский, книжный, дорожный и авиационный. За четыре года эти учебные заведения выпустили 2886 специалистов.

Что касается высшего образования, то на трех рабфаках можно было подготовиться к поступлению в педагогический или коммунистический вузы, а также в Совпартшколу.

Об огромном значении, которое местные власти придавали развитию народного образования, свидетельствует, например, протокола №3 заседания бюро Ульяновского горрайкома ВКП(б) от 30 августа 1930 года, на котором слушался вопрос о распределении зданий под учебные заведения и общежития.

Так, например, общежитие потребсоюза и здание райпо передавались социально-экономическому техникуму под общежитие на 150 человек, «им же передать общежитие на 100 человек: дом №20/2 по ул. Л. Толстого». Дорожный техникум получал под свое общежитие третий этаж здания бывшего окружного суда, что на углу нынешних улиц Дворцовой и Гончарова.

Под общежитие животноводческого техникума на 100 человек передали целый дом №13 по Беляевскому переулку (ныне ул. А. Матросова). А прежних жильцов предписывалось «переселить в другие квартиры в трехдневный срок за счет уплотнения жилплощади». И уж совсем невероятное – под татарский педагогический техникум и семилетку первой ступени предавалось здание… Ульяновского райисполкома! Не стану перечислять все перемещения – в постановлении около 20 пунктов.

Отмечу лишь один, восемнадцатый: «Для обеспечения питания студентов в учебных заведениях под столовую закрытого типа оставить здание бывшей гостиницы «Россия» на 1200 человек и для ее расширения предоставить помещение, занимаемое трикотажной мастерской… Кроме того, обязать ЦРК (Центральный рабочий кооператив - прим. автора) 15 сентября открыть столовую на 1000 человек в здании бывшей столовой Коханова, и с 1 сентября открыть столовую при СПШ на 500 человек, и при чувашском педагогическом техникуме – на 500 человек».

Завершается постановление весьма грозно: «Предупредить всех руководителей учреждений, которые обязаны произвести перемещение и перемену зданий, что малейшее нарушение плана по распределению зданий вызовет срыв занятий в техникумах. Поэтому в случае не выполнения решения..., подтвержденного секретариатом Горкома ВКП(б), они будут привлечены к строжайшей партийной ответственности за внесение дезорганизации».

А чтобы насытить студентов не только пищей телесной, но и духовной, 13 октября того же года бюро райкома ВКП(б) рассмотрело вопрос «Об обслуживании театрами студентов». «ПОСТАНОВИЛИ: обязать партийную часть УЗП (управление зрелищных предприятий – прим. автора) совместно с культпропом райкома обслужить студентов льготными и бесплатными билетами в г. театр и кинотеатры в определенные дни с тем, чтобы это не влияло на эксплуатацию зрелищных предприятий».

Владимир Миронов

По материалам Государственного архива Ульяновской области