Начальнику ульяновского УФСИН Сергею Балдину, казалось, удалось усмирить местных заключенных. Массовые протесты, несколько месяцев назад волной катившиеся по колониям из-за нового и более требовательного руководства, сошли на нет — или, по крайней мере, не выходили за пределы учреждений. Но на этой неделе прорвало — забунтовала заволжская «девятка». На место срочно пришлось выезжать руководству управления, следователям и прокурорам.

Девятая колония — строгого режима, и контингент здесь соответствующий. Учреждение некогда прославилось громкой уголовной историей — в его стенах силовики обнаружили организованное преступное сообщество, руководил которым «красный» — то есть сотрудничавший с администрацией — авторитет. Занималась ОПС торговлей наркотиками — как за решеткой, так и на воле. Несколько месяцев назад все участники на долгие сроки «переехали» на особый режим.

В среду, 19 октября, в колонии проходили обыски. Правозащитники сообщали, что в бараки жестко заходил спецназ — вплоть до ломания заключенным ребер. Якобы после этого несколько осужденных пытались резать вены в знак протеста, и пострадало несколько десятков человек.

Региональное УФСИН, комментируя ЧП, сильно сужало масштаб действа. Якобы протестовали только трое, и все нанесли себе лишь незначительные порезы, которые не представляли сколько-нибудь значимой угрозы для здоровья. Двое были недовольны требованиями режима и обысками, третий заявил, что на членовредительство его толкнули семейные проблемы.

— Данные осужденные отбывают наказание за неоднократное совершение тяжких и особо тяжких преступлений — грабежей, краж, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — подчеркивают в управлении.

На место сразу же прибыло руководство регионального УФСИН, представители Следственного комитета и Прокуратуры Ульяновской области. Материалы проверки передали в СК для вынесения решения.

Разобраться помогут камеры

На следующий день после ЧП в колонии побывал уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Сергей Люльков. Он рассказал 73online.ru, что в истории участвовали пятеро осужденных. В тот день в колонии проходили обыски и досмотры, в которых участвовали сотрудники спецназа и Управления ФСИН.

Одного из сидельцев должны были поместить в штрафной изолятор, но мужчине показалось, что ему дали слишком мало времени на сборы. «Возникло недопонимание, было применение силы», — говорит Люльков. Заключенный в знак протеста разбил стекло и порезал себе запястья. На его защиту встали еще четверо, один из которых тоже себя поранил. «Другие трое жаловались, что сотрудники спецназа наносили им удары. Из всех какие-то следы на лице я заметил только у одного — у него была ссадина», — говорит Люльков.

По словам сотрудников УФСИН, все происходящее было записано на камеры регистраторов — сотрудники Следственного комитета изъяли видео, и после изучения примут решение, возбуждать ли дело и по какой статье.

От громких «протестных» новостей из ульяновских колоний уже успели отвыкнуть. На протяжении последних нескольких месяцев руководителю УФСИН Сергею Балдину (на фото) удавалось держать заключенных в узде — хотя в первый год его руководства (Балдин назначен в июне 2021 года — прим.) они активно бунтовали, не соглашаясь с порядками нового начальника. Балдин оказался принципиален в вопросах дисциплины и требовал от осужденных соблюдения всех правил и распорядка, что встретило противодействие со стороны местного контингента. Последний такой громкий случай был зафиксирован в апреле, когда беспорядки прошли в димитровградской тюрьме.

По словам Сергея Люлькова, жалобы из колоний, несмотря на кажущуюся тишину, все еще поступают. И связаны они, как правило, именно с обысками.

Андрей Семёнов