Неожиданный поворот в судьбе главного свидетеля по делу бывшего замгубернатора Анатолия Озернова произошел накануне в Ленинском районном суде. Прокурор Максим Фролов запросил для Константина Вершинина три года колонии и штраф 600 тысяч рублей, хотя сам подсудимый надеялся благодаря своим признательным показаниям обойтись без лишения свободы. Адвокат Виктор Сысоев тоже считает наказание слишком суровым с учетом сотрудничества подзащитного со следствием и возмещения ущерба.
Узнав, что на заседании будут присутствовать журналисты, Константин Вершинин и адвокат Виктор Сысоев заметно погрустнели. Защитник просил отказать прессе в присутствии — уголовные дела других фигурантов еще не завершены, и публикация обвинения негативно скажется на расследовании. Однако судья Гузель Алиаскарова разрешила корреспонденту 73online.ru остаться в зале, хоть и без видео- и фотосъемки.
Создал преступную группу, дружил с Озерновым
Прокурор Максим Фролов зачитал обвинение. Когда он заявил, что в 2018 году Константин Вершинин создал организованную преступную группу, чтобы похитить бюджетные деньги, подсудимый заулыбался и покачал головой — мол, вот понаписали.
Фролов продолжал. По версии следствия, Вершинин для участия в мошенничестве привлек руководителя ООО «Спецпроектмонтаж» Андрея Нестерова. Тот заявил компанию на конкурс по реставрации здания представительства Ульяновской области в Москве. Для этого составил фиктивные документы о количестве сотрудников с соответствующими навыками. В результате «Спецпроектмонтаж» выиграл контракт на 52 миллиона рублей.
Когда для реставрации закупали стройматериалы, Вершинин и Нестеров изготовили фиктивный прайс-лист поставщика, ООО «Симстрой» с завышенными ценами. У фирмы купили материалов на 6 миллионов рублей, но по документам — на 9 миллионов. Фиктивные сметы ушли заказчику, а разницу фигуранты забрали себе, считает следствие.
Следующий контракт касается создания ситуационного центра губернатора в здании правительства. На этом этапе в обвинении и появляется вице-губернатор Анатолий Озернов, обвиняемый в получении особо крупной взятки.
Якобы Вершинин и Озернов дружили, и замглавы региона предложил предпринимателю отремонтировать помещения под ситуационный центр. Озернов дал указание тогдашнему руководителю «Ульяновскобластройзаказчика» Константину Алексичу обеспечить победу в аукционе компании «Ин-сервис», подконтрольной Вершинину.
Алексич выполнил поручение: потребовал от соперника по торгам не обжаловать итоги конкурса. «Ин-сервис» забрало контракт стоимостью порядка 17 млн рублей. При этом в обвинении указывается, что Алексич «не был осведомлен» о намерениях Озернова получить потом за это взятку.
Вершинин якобы привлек в ОПГ предпринимателя Армена Абрамяна, который взял работы на субподряд, а также сметчицу Елену Суляеву и руководителя «Управделами Ульяновской области» Павла Прокофьева. «Они добровольно вошли в состав преступной группы», — подчеркнул прокурор Максим Фролов. Абрамян готовил недостоверные ведомости с завышенными данными об объеме работ, Суляева составляла соответствующие сметы, а Прокофьев удостоверял фиктивные прайс-листы на стройматериалы. Таким образом фигурантам удалось похитить еще 254 тысячи рублей.
Озернов, по версии следствия, за свою помощь получил взятку, в денежном выражении равную всей незаконной прибыли, снятой предпринимателем с госконтрактов — более 3 миллионов рублей. Вершинин купил ему мебель и отремонтировал дачу тестя. На следствии предприниматель объяснял, что просто не хотел проблем с приемом работ и планировал и в дальнейшем «дружить» с замгубернатора, чтобы использовать его административный ресурс.
Все обвинение Константин Вершинин просидел с безучастным видом, и только когда прокурор назвал фамилию Озернова, на несколько секунд закатил глаза и покачал головой, как будто вспомнил что-то неприятное.
«Стечение обстоятельств» грозит тремя годами заключения
На следствии Константин Вершинин признался в мошенничестве, помог своими показаниями собрать доказательства на других фигурантов и полностью возместил ущерб. Поэтому просил судить его в особом порядке, без исследования доказательств. Прокурор был не против.
— Какую помощь следствию вы оказывали? — уточнила судья.
— Мною полностью раскрыты действия разных сторон, моих подчиненных в разрезе того, в чем меня обвиняют, — ответил Вершинин.
— Что можете объяснить по поводу обвинения?
— Для меня это нехорошее стечение обстоятельств, которое я полностью осознаю, — сказал подсудимый.
Каждую реплику в суде он произносил с улыбкой, иногда даже посмеивался, но судя по взгляду это было, скорее, что-то нервное.
Гособвинитель просил признать Вершинина виновным в мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ) и назначить наказание в три года колонии общего режима со штрафом в 600 тысяч рублей.
Адвокат в ответ просил об условном сроке, заявив необычную позицию. По его словам, в феврале нынешнего года у Вершинина умерла мама, а значит «в какой-то степени наказание он понес». Просил также не назначать штраф, потому что арестованные на время следствия деньги Вершинина — 22 млн рублей, 22 тысячи долларов и 900 евро — сильно обесценились, то есть он свое уже потерял.
Судья удалилась в совещательную комнату. Решение она объявит сегодня утром.
Обновлено: утром 3 ноября суд огласил приговор Константину Вершинину.
Андрей Семёнов