Прокурор Ульяновской области Андрей Теребунов дал новое интервью 73online.ru, в котором рассказал о главных итогах работы ведомства. Из разговора с ним узнали о новых уголовных делах регионального Минздрава, нерасторопности чиновников, прокурорской чести, показательном возмещении ущерба в почти 45 млн рублей директором ООО «Грааль», похищенных на дорогах, и других темах, которые контролирует Теребунов лично.

— Хотелось бы чуть отойти от языка цифр и узнать Ваше личное мнение как руководителя — какие главные итоги работы ведомства Вы для себя обозначили?

— Деятельность прокуратуры весьма многопланова и многогранна. В целом она направлена на защиту прав граждан и интересов общества и государства. Мы детально, можно сказать с пристрастием, анализировали работу, которую выполнили в прошлом году в рамках своих полномочий. Её итоги складываются из множества конкретных результатов, обеспеченных усилиями прокуроров в рамках надзорных и иных мероприятий. Я не хотел бы делить эти итоги на главные и второстепенные, на самые важные и менее значимые. Для одних важно, что прокуратура добилась ремонта муниципальной дороги, другие оценили наши действия по обеспечению гарантий бизнес-сообществу, законных интересов детей-сирот или прав граждан на льготные лекарства.

Главное состоит в том, что, выполняя установки руководства страны, Генерального прокурора РФ, мы в некоторой степени переформатировали свои подходы к решению стоящих задач – всё сделали для того, чтобы быть максимально доступными и открытыми для жителей области, исключить поверхностный подход при рассмотрении обращений. Четкий, емкий анализ, максимальное погружение в проблему, наступательность и жесткость в оценках, обеспечение конкретных результатов в восстановлении нарушенных прав и интересов – достижение именно таких итогов мы ставим перед собой в качестве цели по каждому сигналу о нарушениях законодательства.

— Какие тенденции наблюдаются по обращениям жителей?

— Из года в год отмечается увеличение количества обращений граждан в органы прокуратуры. При этом на протяжении последних трех лет мы наблюдаем стабильный рост в регионе обращений на бездействие судебных приставов, нарушения жилищного, трудового законодательства, законодательства о здравоохранении, прав инвалидов, несовершеннолетних, в том числе детей-сирот.

Такая ситуация характерна и для других субъектов Российской Федерации. Это объясняется совокупностью факторов: ростом активности граждан, повышением их доверия к органам прокуратуры, оказанием реальной помощи людям в восстановлении нарушенных прав со стороны прокурорских работников.

В 2022 году в области зафиксирован рост обращений в сфере медицины и жилищно-коммунального хозяйства, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.

При рассмотрении обращений прокуроры ориентированы на комплексный подход к решению поставленных гражданами вопросов, концентрацию усилий и принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования к восстановлению прав не только заявителя, но и всех лиц, столкнувшихся с аналогичными проблемами, вне зависимости от того, обращались ли они в прокуратуру.

К примеру, после нашего вмешательства в связи с обращениями детей-сирот органами государственной власти области увеличены бюджетные ассигнования на приобретение для них жилья, благоустроенными квартирами обеспечено свыше 300 лиц данной категории.

По результатам рассмотрения обращений родителей детей, страдающих сахарным диабетом, по инициативе прокуратуры области принят региональный закон, закрепивший порядок обеспечения последних лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в бюджете области на эти цели дополнительно предусмотрено 68 млн рублей.

— Андрей Анатольевич, как говорится, «из всех розеток» мы каждодневно преимущественно слышим о многочисленных достижениях, успехах, а люди говорят, что живется им всё хуже. Почему декларируемые усилия властей не приносят желаемых гражданами перемен, почему так много нарушений их законных прав и проблем, мешающих жить более достойно?

— В развитие вопроса можно сразу добавить, что факторами социального недовольства жителей Ульяновска и области, прежде всего, является проблематика жилищно-коммунального комплекса, некачественное медицинское обеспечение, разбитые дороги, неблагоустроенные дворовые площадки, сбои в работе транспорта, горы мусора в общественных местах и многое другое. Всё это – маркеры социального напряжения. Как правило, все эти раздражители власть связывает с недостаточностью средств на решение тех или иных проблем.

Да, действительно, вопросы финансирования во многих случаях являются определяющими, но очень часто мы видим в деятельности отдельных должностных лиц элементарную нерасторопность, неспособность к открытому диалогу с населением, незнание требований законодательства и нежелание работать эффективно. Как-то не получается без проволочек, перекладывания ответственности, игнорирования законных требований людей. Ответ здесь краток: на все пороки власти мы будем только усиливать прокурорский спрос.

— В Ульяновске беда в коммунальной сфере — регулярно рвутся трубы, люди остаются без воды и тепла. Прокуратура реагирует и отчитывается о начале проверок. Есть ли какие-то результаты? Не ждать ли уголовных дел?

— Ни для кого не секрет, что износ объектов, задействованных в предоставлении населению коммунальных услуг, составляет свыше 65 %. Более половины сетей водоснабжения, около трети сетей водоотведения и теплоснабжения требуют замены уже сейчас.

В этой связи вопросам качества предоставляемых населению услуг нами уделяется повышенное внимание. Каждое происшествие на инженерных коммуникациях — это повод для проведения прокурорских проверок, в ходе которых нами устанавливаются не только причины аварии, но и дается оценка своевременности проведения ремонтных работ, законности расходования бюджетных средств на содержание объектов коммунальной инфраструктуры.

Нередко в ходе таких проверок вскрываются системные нарушения закона в данной сфере, факты хищения денег и их нецелевого использования, что является поводом для возбуждения уголовных дел.

К примеру, проверка по факту прекращения водоснабжения в одном из поселков области выявила факт нецелевого расходования бюджетных средств в сумме 10,7 млн рублей, выделенных организации в качестве субсидии на модернизацию объектов водоснабжения. Возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств).

— Каждую нашу встречу мы говорим о здравоохранении, но Вы и сами в прошлый раз отмечали, что эта тема в регионе — бесконечна. Есть ли какие-то новые факты нарушений, возбуждения уголовных дел в этой сфере?

— Сфера здравоохранения по-прежнему в центре внимания всех прокуроров. Наши проверки показывают, что проблемы в этой отрасли приобрели хронический характер. Нарушения выявляются на всех этапах, начиная от строительства и ремонта медицинских объектов и заканчивая оказанием высокотехнологичной медицинской помощи. Из года в год нами пресекаются факты искусственного занижения сведений о потребности граждан в лекарственных средствах, ненадлежащего финансирования, хищения бюджетных средств. Недостаточные меры по подбору персонала, предпринимаемые региональным Минздравом, привели к катастрофической нехватке кадров — более двух тысяч медицинских работников.

Как и ранее, имеют место и коррупционные проявления в деятельности должностных лиц системы здравоохранения. Вновь установлены факты представления недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащими Минздрава, а также руководителями медучреждений. В 13 учреждениях здравоохранения не принимались надлежащие меры по профилактике коррупционных проявлений.

После нашего вмешательства урегулирован конфликт интересов, возникший у работника контрактной службы областного Центра помощи лицам, пострадавшим от радиации, вследствие заключения контракта с организацией, директором которой являлся сын данного служащего. Виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

По материалам прокурорских проверок возбуждено три уголовных дела, связанных с хищением бюджетных средств должностными лицами Минздрава при осуществлении закупок лекарств.

В 2023 году возбуждено уголовное дело в отношении главврача, похитившего с использованием служебного положения свыше 450 тыс. рублей, принадлежавших медучреждению.

— В публичной плоскости затихли уголовные истории с закупкой пульсоксиметров, тест-полосок на COVID-19. На каком этапе эти дела?

— Данные уголовные дела находятся в производстве следственного органа. Преступления представляют определенную сложность в расследовании: в целях хищения бюджетных средств использовались комплексные схемы, для изобличения которых и установления всех причастных к ним лиц требуется проведение большого количества следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Ход расследования находится у нас на особом контроле, дела регулярно заслушиваются на оперативных совещаниях.

Приняты меры реагирования в связи с фактами волокиты, неполноты следствия, бездействия по предъявлению обвинения при наличии сведений о лице, совершившем преступление.

Будем добиваться направления дел в суд.

— Как оцениваете итоги процесса в отношении бывшего замминистра здравоохранения Ульяновской области Андрея Дадианова?

— Итоги любого судебного разбирательства, в том числе и в отношении Дадианова, мы оцениваем исключительно с точки зрения законности вынесенного приговора. Это стандартный для нас алгоритм работы — выявили нарушение, инициировали уголовное преследование, которое завершилось судебным решением. Вина Дадианова была доказана, ему назначено уголовное наказание в соответствии с требованиями закона. В настоящее время приговор в отношении него вступил в силу, соответственно, является законным и обоснованным.

— Вы также регулярно участвуете в судебных процессах в качестве гособвинителя. Это показалось интересным: учитывая Вашу загруженность как руководителя, наверняка непросто найти время на это. Такое участие в судебных процессах — это обязанность для прокурора области или Ваше личное желание, чтобы, может, держать себя в тонусе?

— Это и обязанность, предусмотренная ведомственными руководящими документами, и желание. Поддержание государственного обвинения – очень интересная и многогранная составляющая нашей работы. Участие в процессе позволяет мне увидеть, как поднадзорные органы расследовали уголовное дело, оценить работу подчиненных прокуроров, осуществлявших надзор за ходом расследования. Зачастую всплывают проблемы, косвенно связанные с делом и на которые необходимо обратить внимание руководителей правоохранительных и иных органов. По большинству дел, в которых участвовал, по инициативе гособвинения в их адрес судами вынесены частные определения, направленные на устранение выявленных в ходе судебного разбирательства нарушений закона.

— По каким делам Вы обычно выступаете как гособвинитель?

— Как правило, это убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, коррупционные преступления и другие. Не обязательно это громкое дело, но всегда — о тяжком или особо тяжком преступлении, участие в рассмотрении которого требует определенного опыта в поддержании государственного обвинения.

— Могли бы вспомнить примеры возмещения в прошлом году самого крупного ущерба, причиненного преступлением?

— Таких примеров немало.

Имели место факты выплаты в бюджет 50-миллионного ущерба по уголовному делу о налоговом преступлении, 6 миллионов рублей по делу о хищении при строительстве жилья для детей-сирот и другие.

Весьма показательным является возмещение директором ООО «Грааль» Айратом Насибуллиным ущерба в размере 44,9 млн рублей, причиненного в результате хищения бюджетных средств, выделенных в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», при строительстве дороги на улице Маслова. После обращения прокурора Ленинского района города Ульяновска в суд ущерб был возмещен полностью.

Всего в минувшем году преступными деяниями государству причинен ущерб в сумме свыше 370 млн рублей.

В ходе следственных действий, в том числе благодаря работе правоохранительных органов по установлению имущества виновных, в добровольном порядке возмещено свыше 196 млн рублей, наложен арест на имущество подозреваемых (обвиняемых), за счет которого будет производиться возмещение ущерба, на сумму свыше 165 млн рублей.

Евгений Кватов

Дарья Косаринова