Прокуратура проверила, как в ульяновских школах организовано питание учеников. Выявлены серьезные нарушения. Не везде соблюдается региональное типовое меню — а значит, исполнители по контрактам могут потратить федеральные деньги на более дешевые продукты, причинив бюджету ущерб и накормив детей некачественными обедами и завтраками. Губернатор Алексей Русских намерен искоренить проблему созданием специального закона, который установит единый стандарт качества школьного питания для всех муниципалитетов. Судя по недавнему профильному совещанию, проверка прокуратуры в Ульяновске — только начало, и скоро они пройдут во всех районах.

Прокуратура проверяет школы

Прокуратура во время проверки в областном центре выявила ряд школ в Засвияжском, Заволжском и Ленинском районах, которые не придерживаются типового меню при организации питания школьников. Между тем такое требование закреплено распоряжением правительства Ульяновской области.

В частности, редакция ознакомилась с представлением об устранении нарушений в «Губернаторском лицее №100», учеников которого кормит ООО «Город кафе».

– В силу п. 5.4.5 проекта контракта исполнитель самостоятельно разрабатывает примерное меню без необходимости его приведения в соответствие с требованиями типового регионального меню, – рассказал прокурор Засвияжского района Ульяновска Григорий Лазарев. – Это стало возможно по вине заказчика – МБОУ «Губернаторский лицей № 100», должностные лица которого не обеспечили соблюдение регионального законодательства. Аналогичные нарушения при заключении контрактов выявлены в МБОУ СОШ № 53, МБОУ СОШ № 85. Директорам трех общеобразовательных организаций внесены представления об устранении нарушений закона, результаты рассмотрения которых находятся на контроле прокуратуры района.

Результаты проверки вполне могут вызвать серьезные вопросы к директорам школ и чиновникам, которые ответственны за организацию питания детей. Меню в конкурсной документации не соответствует региональному стандарту, а значит, кто-то не по закону тратит федеральные деньги. Если выяснится что меню, приложенное к контракту, дешевле, то речь уже идет о причинении ущерба бюджету. Кроме того, раз меню не региональное, то его кто-то должен был составить. Сами школы вряд ли могли это сделать, у них нет таких специалистов — значит, участвовал исполнитель, а это уже сговор с заказчиком. И третье — как могло управление образования в ходе проверок не заметить, что меню отличается от регионального стандарта? И если оно само повлияло на то, чтобы поставить в контракт «нестандартное» меню, нет ли здесь злоупотребления полномочиями?

Пока же учреждениям предписано заключить дополнительные соглашения с операторами питания, в которых будут установлены требования по соблюдению регионального меню. Представление прокуратуры также внесено начальнику Управления образования городской администрации – заключение контрактов должно было контролироваться, в том числе, с их стороны.

Русских требует единый для всех закон

Чтобы избежать подобных ситуаций и устранить возможности для коррупции, разработан проект регионального закона, регламентирующего организацию питания детей в тех областях, которые не урегулированы федеральным законодательством. Документ проходит обсуждения в правительстве и министерстве образования.

– В числе предложений — установление для всех муниципалитетов стандарта качества школьного питания в соответствии с ГОСТами, типовых меню, в том числе для детей с пищевыми особенностями, закрепление одинакового права по осуществлению родительского контроля, – заявил губернатор Алексей Русских. – Важно выработать механизмы, которые помогут улучшить качество школьного питания. Порядок должен быть на территории всего региона. Поручил обсудить проект регионального закона с Общественной палатой, учесть все замечания и предложения.

Системные проблемы отрасли

За соблюдением норм организации питания в школах следит созданное региональными властями Агентство по социальному питанию. Накануне в областном правительстве руководитель учреждения Алексей Волков представил данные мониторинга, проведенного в начале учебного года. Как показало наблюдение, проблемы в отрасли носят системный характер: не все школы оказались готовы обеспечить единый подход к организации соцпитания.

– Типовое меню было разработано еще в 2020 году, когда приняли решение об обеспечении школьников с 1 по 4 классы бесплатным питанием, – комментирует Алексей Волков. – Внедрить единое меню регионам рекомендовало федеральное министерство, у Ульяновской области в то время уже был свой стандарт.

Обязанность включать типовое региональное меню в проект контракта, заключаемого между школой и оператором питания, закрепили для всех областных образований только в этом году распоряжением правительства Ульяновской области №182 ПР от 15.04.2022. В этом же документе утвердили методику определения стоимости продуктового набора и услуг оператора, а также само типовое меню. Районам рекомендовали принять аналогичные нормы на муниципальном уровне.

Однако к новому учебному году, по всей видимости, не все оказались к этому готовы.

– Некоторые школы не прилагали к конкурсной документации типовое региональное меню, – объясняет Волков. – Это значит, у операторов питания остается полная свобода действий: какое меню захотят – такое и используют, могут кормить более дешевыми продуктами. Мы считаем, что в муниципальных правовых актах должна быть закреплена методика определения стоимости питания для обеспечения права детей на получение полноценного горячего питания независимо от источника финансирования.

Необходимость единого подхода обусловлена двумя причинами: первая – социальная, чтобы дети за одним столом могли получать одинаковые блюда на завтрак и обед. Вторая заключается в том, что меню дофинансируется из федерального бюджета и должно отвечать требованиям СанПиНа. Прозрачность расчета ложится в основу качества и исключает человеческий фактор: в противном случае соблюдение норм определяется лишь дисциплиной на местах. Без типового меню у поставщика обедов развязаны руки: то есть может меняться вес и состав блюд, равно как и его стоимость. По данным мониторинга, в некоторых муниципалитетах стоимость питания составляет всего 20-30 рублей за порцию, тогда как согласно типовому меню должна составлять 69,4 руб. только за продукты (83,28 руб. – с учетом оказания услуги).

Татьяна Лисицына