Сегодня работники и ветераны органов прокуратуры отмечают профессиональный праздник. 297 лет со дня образования ведомства. В числе приоритетных направлений деятельности прокуроров остается надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Что конкретно интересует прокурора "за колючей проволокой"? Какие нарушения фиксируются? На эти и другие вопросы в интервью 73online.ru ответил старший помощник прокурора Ульяновской области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Александр Грунёв.

На территории нашего региона действуют четыре исправительные колонии строгого режима, две - общего режима, тюрьма, два следственных изолятора, две колонии-поселения, уголовно-исполнительная инспекция, в состав которой входят 27 районных филиалов. В минувшем году надзирающими прокурорами области проведено более 450 проверок, выявлено свыше 1500 нарушений закона.

- Что конкретно интересует прокуратуру? Как и по каким критериями выявляются нарушения?

- В соответствии с требованиями профильного приказа Генерального прокурора Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел и иных организациях, участвующих в исполнении уголовных наказаний, мы обязаны осуществлять надзор за исполнением закона. У нас сложилась практика проверять исправительные учреждения в нерабочее время, выходные и праздничные дни, с участием членов общественной наблюдательной комиссии и специалистов различных сфер. Это делается для обеспечения полноты и объективности. Особое внимание уделяется вопросам материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, привлечения их к оплачиваемому труду, законности наложения на них взысканий.

- Приведите пример наиболее частого и, пожалуй, одного из грубейших нарушений закона.

- В принципе, наибольшее количество представлений, которое было внесено руководству уголовно-исполнительной системы, касалось качества оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. Так, например, в организации медицинской деятельности ФКУЗ МСЧ-73 были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. В частности, это касалось внутренней отделки помещений, водоснабжения, вентиляции, освещения, организации дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. В филиалах учреждения не был должным образом организован сбор медицинских отходов. Несмотря на наличие медицинских показаний и заблаговременное направление запросов о выделении нарядов на госпитализацию, ряд осужденных, содержащихся в колониях, не прошли обследование и лечение в условиях стационара больницы ФКУЗ МСЧ-73.

- А какие нарушения встречаются в ходе проверок чаще всего?

- К сожалению, довольно часто мы сталкивались с тем, что должностные лица колоний не принимали исчерпывающих мер к обеспечению постоянного надзора за осужденными и исполнением ими обязанностей, а также проведению надлежащей обыскной, воспитательной и профилактической работы. Так, например, в колонии строгого режима №2 в общежитиях ряда отрядов были обнаружены и изъяты сотовые телефоны с зарядными устройствами, сим- и флешкарты. А наличие в распоряжении лиц, отбывающих наказание, данных запрещенных предметов свидетельствует также о нарушении администрацией ИК-2 положений закона, требующих разработки и реализации мероприятий по выявлению и пресечению каналов их проникнове-ния в исправительное учреждение. Также были вскрыты факты беспре-пятственного передвижения отдельных осужденных по территории жилой зоны без разрешения должностных лиц колонии, игнорирования требований о ношении одежды установленного образца, отсутствия нагрудных отличительных знаков. Кроме того, руководство исправительного учреждения не принимало должные меры по трудоустройству осужденных. В результате из 187,6 млн. рублей, подлежавших уплате отбывающими наказание в ИК-2 по исполнительным документам, было реально взыскано лишь 1,4 %.

- Что делалось надзорным органом после того, как эти нарушения закона были выявлены?

- В целях устранения выявленных нарушений законности руководителям учреждений, в том числе руководству регионального Управления ФСИН России, вносились представления, которые были рассмотрены и удовлетворены, а виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Учитывая, что в отдельных случаях меры принимались не в полном объеме, в суды области нами были направлены 3 исковых заявления о понуждении администраций исправительных учреждений к устранению всех нарушений. В частности, в ходе проверки мы установили, что руководство ИК-8 более полугода игнорировало обращения осужденного-инвалида о предоставлении ему костылей, протеза бедра, чехлов на культю и ортопедической обуви при односторонней ампутации. Согласно закону, государство гарантирует таким лицам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг. Индивидуальной программой реабилитации указанному осужденному предусмотрено предоставление необходимых технических средств, на основании чего он поставлен на соответствующий учёт, однако должностные лица своих обязанностей не выполняли. В этой связи мы направили в суд исковое заявление об обязании ФКУ ИК-8 обеспечить инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации. Иск на сегодняшний день в полном объеме удовлетворен, и решение исполнено.

За грубые нарушения уголовно-исполнительного, трудового законодательства, а также несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований принимались меры по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности. По протестам прокуратуры более 80 правовых актов органов и учреждений, участвующих в исполнении уголовных наказаний, приведены в соответствие федеральному законодательству.

В завершение беседы хочется отметить, что вопросы состояния законности при исполнении уголовных наказаний регулярно рассматривались на совместных коллегиях, координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов региона. Это, как мы видим, приносит конкретные положительные результаты.

Алена Орлова