Любопытная криминальная история разворачивается в Заволжском райсуде. Арестован старший группировки «Центр-Камаз», устроивший неплательщику «дани» показательную экскурсию на кладбище. Однако банальный на первый взгляд эпизод из гангстерской жизни усложняется личностью потерпевшего: за ним множество долгов и, по мнению защиты, взаимовыгодная сделка с силовиками.
Попал под «Камаз»
Обвинение рисует следующий портрет жертвы и видение событий. Владислав — бывший механик, работал сначала в автосервисе у отца, затем открыл свой гараж. В 2019 году сделал неудачную покупку: взял в рассрочку иномарку, за которую не смог платить, и навлек на себя гнев бывшего хозяина. Уладить конфликт вызвался кстати заехавший на СТО Евгений — Влад знал его как старшего группировки «Центр Камаз» и попросил о помощи. Как именно тот исполнил свою миротворческую функцию, следствие умалчивает, но Влад якобы благополучно решил проблемы с иномаркой.
Неожиданно оказалось, что услуга «авторитетный группировщик» не бесплатна. Евгений постфактум попросил за свою помощь 150 тысяч рублей, и отказать было нельзя. «Я знал, что это за человек», — обреченно говорил Влад в суде. Расплатился он частями, кроме того, в счет долга отремонтировал «Вольво» блатного спасителя.
Тот не унимался: стал требовать по 20 тысяч ежемесячно за «крышу» ремонтного бизнеса. Неизвестные терроризировали семью Влада: родителям залили солярку под дверь, видимо, угрожая поджогом, бывшей жене подбросили похоронный венок в подъезд и изрубили машину топорами. Влад отнекивался от дани как мог, но в июне 2020-го «решала» пришел к нему в гараж с ножом и предложил прокатиться, попутно избавив от портмоне с деньгами. Маршрут закончился толстым намеком: Евгений привез парня на кладбище у Протопоповки. Наглядно показав перспективы в случае отказа платить, он вернул его домой к отцу, пригрозив, что если денег не будет, то в следующий раз привезет сына по частям. «Влад стоял бледный, поникший, весь дрожал», — припомнил в суде папа потерпевшего.
В итоге потерпевший закрыл гараж, чтобы его не нашли, и устроился на завод, а потом и заявление в полицию написал.
Хитрый ход?
Адвокат Сергей Илларионов добавляет штрихи к портрету потерпевшего, которые несколько запутывают стройную версию обвинения. Как оказалось, Влад — фигурант нескольких гражданских дел о необоснованном обогащении. На процесс о вымогательстве он опоздал, потому что в это время выступал ответчиком по одному из таких исков: якобы ему сдали на покраску автомобиль, а он разобрал его на комплектующие. В Ленинском райсуде лежит еще один, уже удовлетворенный иск: из него следует, что парень взял деньги за ремонт двигателя, но так ничего и не сделал.
Защитник утверждает, что таких людей было «полгорода», а сумма требований к Владу составляет порядка 500 тысяч. Евгений якобы был среди тех, кто требовал вернуть ему деньги за ненадлежащий ремонт. Тут в версии адвоката появляется полиция — якобы финансовые проблемы Влада удачно совпали с желанием силовиков сделать план по поимке группировщиков. Первый в итоге избавился от кредитора, еще и предъявив к нему иск на 800 тысяч морального вреда, вторые подняли статистику. Во время допроса в суде спокойный и без запинки отвечавший Влад побледнел, когда начались вопросы про отдел по борьбе с организованной преступностью.
— Почему вы не обратились в полицию сразу после того, как у вас начали вымогать деньги, осенью 2019 года? — спросил Илларионов.
— Боялся.
— А что изменилось в июне 2020 года, когда вы написали заявление?
— У меня больше не было вариантов.
— Ну а почему вы в январе не написали?
— Не могу ответить.
— У вас среди знакомых есть сотрудники отдела по борьбе с оргпреступностью?
— Нет.
— А такие сотрудники к вам обращались?
— Да, с просьбой приехать на допрос.
— До того, как вы писали заявление?
— Да.
— Для чего они вам позвонили?
— Спросили, есть ли у меня проблемы.
— Почему они решили, что у вас есть проблемы?
— Потому что поступали заявления многочисленные от родителей, супруги.
— Это они (полицейские — прим.) вам предложили написать заявление в полицию?
— Не то чтобы предложили... Сказали, лучше написать.
— То есть настоятельно рекомендовали?
— Нет, я сделал это добровольно, — запутался Влад.
Адвокат не отрицает, что «может быть, когда-то» его подзащитный и принадлежал к какой-либо группировке, но он уже давно ничем подобным не занимается. «Он оператор линии на пивзаводе — можете представить себе криминального авторитета — работника завода? У него семья, дети, ему эти ОПГ не интересны», — говорит Илларионов и показывает положительную характеристику подзащитного с предприятия. Сейчас заводчанину грозит 12 лет заключения — ему вменяют вымогательство, разбой и похищение. Причастности к этому он не признает, а показания свидетелей обвинения называет лицемерием.
Процесс продолжится 14 марта.
Андрей Семёнов