Одно из значимых произведений русского авангарда из коллекции Ульяновского Художественного музея «Проходящая женщина» Михаила Ларионова будет представлена на выставке «После импрессионизма», которая пройдёт с 25 по 27 августа в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX -XX веков Пушкинского музея.

Картина написана художником в 1909 – 1910 годах, ещё до его эмиграции. На тот момент молодой Ларионов разошелся с футуристами, став инициатором целого направления в русском искусстве – неопримитивизма. По мнению искусствоведов, его «новое» было устремлено назад, в детство русской живописной культуры. Этот этап в творчестве Ларионова едва ли не самый плодотворный. В течение 1907–1912 годов Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя городской вывески, расписных подносов и других видов фольклорного искусства.

В феврале 1919 года по итогам заседания президиума пролетарских музеев было направлено в Москву письмо за подписью заведующего музейной секцией Павла Яковлевича Гречкина с просьбой о передаче картин из фонда Государственных музеев Отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Симбирск.

Вскоре в Симбирск прибыл делегат ИЗО Наркомпроса Сергей Тимофеевич Шелковый (тот самый художник, получивший звание за картину «Арест митрополита Филиппа»). Благодаря его ходатайству Отдел ИЗО передал в фонды симбирского музея около 20 произведений мастеров русского авангарда, как тогда их называли, «столичных новаторов». Среди них оказались и полотна Михаила Фёдоровича Ларионова и его жены, соратницы Натальи Сергеевны Гончаровой.

Ольга Шестаковская