Организация школьного питания всё еще вызывает жаркие дискуссии: родители и чиновники спорят с надзорными органами, по старинке пытающимися накормить детей кашами. По сути всё упирается в вопрос качества продукции, и на первый план выходит проблема закупок: зреет необходимость полного перехода с аукционной системы к конкурсной.

Накануне в Госдуме ФС РФ прошел круглый стол комитета по просвещению на тему «Школьная столовая: качество, безопасность, родительский контроль». Дискуссию модерировала председатель комитета Ольга Казакова. Высказаться пригласили депутатов профильных комитетов, представителей заинтересованных сторон и ведомств.

Продукты с госрегистрацией

В очередной раз обсуждались проблемные вопросы организации качественного питания детей в школах, в частности – механизмы закупок и контроля, поступающие жалобы и обращения.

Актуальность темы подчеркнула зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко: она обозначила необходимость ужесточения требований к производству пищевых продуктов на предприятиях и предложила законодательно закрепить понятие продуктов для питания детей.

– Это должна быть специализированная продукция с госрегистрацией, – заявила Зленко. – Речь идет об исключении фальсификата, отсутствии ГМО, недопущении пестицидов. Чтобы выполнить эти ограничения, надо формировать индустрию специализированного питания для детей. Конечно, ее не создать одномоментно, но можно разработать поэтапную программу. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал на первом этапе формирования школьных столовых, обеспечения пищеблоков. Сейчас мы переходим на более глубокий уровень выполнения послания Президента в части обеспечения качества питания детей.

Бесплатными завтраками и обедами сегодня обеспечены учащиеся до 4 класса, но на повестку вышел вопрос расширения получателей социального питания - вплоть до старшеклассников. Красной нитью сквозь обсуждение прошла рекомендация разработки единого стандарта - регионального меню, об этом говорил первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев.

Вопросом качества продуктов тема не ограничивается: подход к социальному питанию должен быть комплексный. По словам директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения минпромторга России Марии Елкиной, потребность школ и поставщиков питания в оборудовании полностью закрывается российскими поставщиками и с точки зрения номенклатуры (производится свыше 1000 наименований), и с точки зрения объемов производства.

Лучший контроль

За тем, что и в каком объеме получают дети на завтраки и обеды, особенно тщательно следят родители и педагоги – контроль с их стороны на круглом столе признали лучшим из возможных.

Алена Аршинова– Совместно с «Единой Россией» мы разработали памятку для родителей, на что нужно обратить внимание, объясняли компаниям-операторам питания, почему важно работать с родителями, – пояснила первый зампредседателя комитета по просвещению Алена Аршинова.

Тем не менее, и здесь есть потенциал для обсуждений: к примеру, по нормам в рационе детей должен присутствовать сахар, но современные родители и нынешняя культура питания ратует за то, чтобы уйти от сладкого в меню.

Остро стоит вопрос контроля со стороны власти: ответственность федерального уровня и регионов в законе размыта. Назрела необходимость проработки вопроса использования регионами своих полномочий по корректировке закупок со стороны профильных министерств.

Максим Топилин– Что мешает организовывать питание у единственного поставщика? Можно было бы вместо аукционов использовать конкурс, такие возможности у регионов есть, – подчеркнул Топилин. – Должен быть выбор. Если вы даете людям возможность выбирать – деньги или натура, вы уходите от ФЗ-44. Мы сначала придумываем нормы, которые нас откатывают от современности, а потом думаем, как обойти ФЗ-44. Если вы отдаете людям деньги, тогда не надо ничего приобретать по ФЗ-44 - это единственный логичный экономически выверенный способ. Если мы хотим выстроить нормальную систему, нужно следить, на каком уровне что регулируется, кто отвечает за финансирование, кто несет ответственность.

В этой связи регионам рекомендовали отбирать поставщиков не методом аукциона, основываясь исключительно на цене, а организовывать конкурсы с ограниченным участием: это позволит анализировать квалификацию участников, выбирая по качественным критериям.

Индустриальный подход

Нашлось место и позитивной повестке: в частности, успешным опытом поделились Москва, Башкортостан, Ульяновская область - субъекты РФ, в которых детей по-настоящему качественно кормят крупные поставщики питания. Присутствовавший на круглом столе руководитель ассоциации операторов социального питания Ульяновской области Ростислав Эдварс отметил, что дискуссия переходит к профессиональному обсуждению темы школьного питания, уходя от вопросов «вкусно-не вкусно».

Ульяновская область в теме социального питания обладает большим опытом: пока одни только рассуждали о возможностях сферы, наш регион уже вовсю внедрял новации. Например, единое меню для школ Ульяновск разработал одним из первых регионов в стране, как и родительский контроль качества завтраков-обедов.

В Ульяновской области тема организации социального питания находится под постоянным контролем властей, региональный закон принят в 2014 году. Поэтому на дискуссии присутствовали сенатор от региона Сергей Рябухин и зампредседателя правительства Ульяновской области Сергей Кучиц. Кроме того, сейчас в Ульяновске по поручению губернатора Алексея Русских готовится отдельный закон о детском питании.

Ростислав Эдварс– Если мы хотим решить все те задачи, о которых сегодня говорили, нужно двигаться к индустриальному подходу к питанию, – отметил Эдварс. – Первый этап мы прошли, когда навели порядок на пищеблоках. Теперь нужно идти в сторону организации комбинатов питания.

Для региона это перспектива не далекого будущего, а вполне себе сегодняшнего дня. Ульяновские школы уже обслуживает предприятие, сделавшее первый шаг к созданию такого комбината полного цикла, контролирующего производство полуфабрикатов от содержания КРС до переработки мяса.

Ульяновская область – одна из немногих, где от вопроса цены и аукционов уже перешли на качественную оценку поставщиков через конкурсы. Право выбора оператора питания делегировано родителям, что позволило уйти от ряда ограничений по ФЗ 44, заключать инвестиционные контракты и провести первый этап модернизации пищеблоков. Следующий шаг – получить согласование по части расходования федеральных средств на поставленные цели, отметил Эдварс.

Татьяна Лисицына