Закон о приватизации 1991 года подарил людям возможность стать собственниками государственного жилья. Правда, до сих пор муниципалитеты рассчитываются с последствиями этого закона — на них возложили обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов. Владелец, по сути, имеет право требовать капремонта МКД за счет бюджета, если его не провели до приватизации. С 2008 года на бюджете Ульяновска повис долг в 1,4 млрд рублей — 400 домов «откапиталить» в ближайшем будущем нереально, нужна федеральная поддержка.

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дал людям возможность оформить когда-то полученные в пользование от государства квартиры в собственность. В статье 16 этого же закона обязанность произвести капитальный ремонт дома закрепляется за бывшим наймодателем. То есть де-юре жилец вправе требовать починку крыши, фасада или инженерных систем от муниципалитета даже после состоявшейся процедуры приватизации, если капремонт не проводился.

В регионах судебная практика по таким искам разная, с 2008 года в Ульяновске она складывалась практически всегда в пользу заявителя. За это время у администрации накопилось свыше 700 исполнительных производств, городу нужно отремонтировать 400 МКД на сумму 1,4 млрд рублей (еще по непересчитанным в связи с ростом цен сметам). Это четверть доходной части города, и в год бюджет осиливает лишь порядка 20 домов. В этом году запланировано до 1 декабря отремонтировать 18 МКД на сумму 105 млн рублей, работы завершены на пяти объектах. На следующий год в бюджете заложено 100 млн, на эти средства удастся провести работы по 18-20 адресам.

Как отмечает консультант отдела жилищного фонда и контроля управления ЖКХ и благоустройства Ульяновска Данис Батдалов, восемь лет назад суммы были скромнее — 30-50 млн.

— Количество домов, которые удается отремонтировать за год, зависит от того, какие конкретно работы требуются. Очень дорого стоят крыши, фасады. Денег всегда не хватает, но больше не выделяют, — отмечает собеседник.

Практика обязывать муниципалитет проводить капремонт даже после приватизации жилья, по мнению юристов, началась из-за того, что примерно до 2004 года люди платили взносы за капремонт государству. Линия аргументации была в целом справедливая — плата производилась, значит, услуга должна быть оказана. Однако эксперты отмечают, что это слишком большая нагрузка на бюджет местного уровня, с которой без федеральной поддержки в ближайшие годы не справиться.

Адвокат и правозащитник Григорий Каленов называет самоустранение федеральной власти от этой проблемы неправильным, деньги муниципалитетов расходоваться не должны.

— В 1992 году, когда началась приватизация жилья, большая часть была муниципальной, поэтому суды и возлагали обязанность по проведению капремонта на город. Несмотря на то, что Ульяновск в лидерах по таким искам, наибольшее их количество было подано в Омской области. Омичи в свое время судились даже с Минфином РФ и другими ведомствами, но везде проиграли. Федеральная власть просто спихнула все это на муниципалитеты, — говорит Каленов.

С 2012 года в Жилищном кодексе появились поправки, главный смысл которых был в том, чтобы капитальный ремонт перестал быть заботой государства и стал ответственностью собственников. С 2014 года в составе обязательных платежей за жилье вновь отдельно выделили взнос за капремонт. Тогда же регионы начали принимать долгосрочные программы капремонта, а суды — постепенно отказывать в требовании провести работы в доме за счет муниципалитета, и прецедентная база начала меняться.

По словам депутата, члена профильного комитета Гордумы Дениса Седова, сейчас собственникам приватизированного жилья все реже удается добиться удовлетворения иска, но неисполненные решения суда за все эти годы, которые так и висят мертвым грузом на горбюджете, все равно пополняются новыми.

— Тактика работы с такими обращениями, в том числе в судебных инстанциях, изменилась, и это правильно. Человек приватизировал жилье, зная о состоянии дома. Более того, сейчас, когда люди платят взносы на капремонт и зачастую копят деньги на специальных счетах, все равно подают иски, чтобы муниципалитет отремонтировал дом, хотя с момента приватизации прошло много лет. Городу необходима федеральная поддержка, чтобы закрыть все исполнительные производства, — считает Седов.

Дарья Гордеева