В среду на заседании экологической комиссии Общественной палаты региона обсуждали исполнения госконтракта на ликвидацию нефтезагрязнения в ООПТ «Винновская роща». За 256 млн руб. по нацпроекту «Экология» необходимо было удалить загрязненный грунт, завести в специальные трубы ручьи и 17 родников, установить очистные сооружения. Работы завершились в конце 2024 года и приняты 28 декабря комиссией ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик». Но по результатам анализов, примеси нефтепродуктов в воде нескольких родников на выходе очистных сооружений превышают предельно-допустимую концентрацию в 88 раз, минприроды не спешит брать на баланс этот объект.
На заседании в ОП главный консультант отдела охраны атмосферного воздуха и экологической безопасности Ринат Айнетдинов, который узнал о совещании за два часа до начала, рассказал, что «Ульяновскоблстройзаказчик» работы принял в полном объёме в конце декабря 2024 года, однако по заключению Центра лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) целевые показатели при очистке «Винновской рощи» не достигнуты: установлено многократное превышение концентрации нефтепродуктов, отчет направлен в Минприроды РФ.
Выяснилось, что превышение обнаружили на выходе из очистных, но на стоке в Волгу его нет. По мнению собравшихся, фактически результат работ достигнут, ведь их целью было именно недопущение попадания нефтепродуктов в реку.
Директор ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» Алексей Скоробогатов заявил, что ситуация парадоксальная: «Проект разработало ЗАО «Спецгеоэкология» (Москва), он прошёл экспертизу. Проект реализовали в строгом соответствии с документацией. Мы приняли объект у подрядчика (АО «ТСНРУ», субподрядчик — ООО «Димстройинвест» — прим. ред.), потому что для отказа нет юридических оснований».
Председатель комиссии Лев Левитас предположил: либо не справляются очистные сооружения, либо для контроля взята не та точка.
— Никто не знает, насколько распространены загрязнённые слои и «линза» (локальное скопление жидкости). Мы взялись лечить болезнь, а диагноз не поставили. Вытечет это лет через 200, деревья мумифицируются. Собираете по ведру нефтепродуктов, но это не решение проблемы. Что планирует минприроды? Думаю, вы не ответите на этот вопрос, — сказал он, напомнив, что на территории РЖД произошла авария десятки лет назад, а исследовать земли не разрешают.
Он добавил, что любой выброс не может соответствовать нормативам без смешения с водой.
Остался без ответа вопрос, почему же Минприроды не приняло проект.
— Я записываю, передам руководству, — сказал Ринат Айнетдинов. Заместители, которые исполняют обязанности министра, Наталья Аюкаева и Антон Фомин уехали в командировки.
Напомним, что после увольнения Дарьи Некрасовой, которую прочили на место министра природы, ведомство до сих пор обезглавлено.
Высказался директор ООО «Спецлогистика» Алексей Орлов, выступающий от подрядчиков:
— Цели проекта — снижение объёма отводимых в реку загрязненных сточных вод и строительство водопропускных сооружений — достигнуты. Проект прошёл государственную экологическую экспертизу. Согласно ей, после очистки должны достигаться показатели по ПДК для водоёмов рыбохозяйственного значения три: биохимическое потребление кислорода, взвешенные вещества и нефтепродукты. Остальное этими очистными не предусматривалось. На родниках южной группы эти показатели достигнуты на 100%. На родниках северной группы действительно превышение по нефтепродуктам в 88 раз — 4 мг на литр. В декабре мы отбирали пробы на входе в очистные, показатели были от 7 мг до 438 мг на литр. Почему так сложилось, неясно. Но такова нагрузка на очистные.
Он добавил, что работник отбирает каждый день до 100 литров эмульсии из коллекторных колодцев, которые работают как бензоуловители. Но 1 февраля прекращают их обслуживать — оснований оставаться нет.
Орлов повторил, что цель по снижению загрязнения Волги достигнута:
— Водоём — это не просто пруд-накопитель. В северной его части — 1 мг нефтепродуктов на литр, в южной части — меньше, тысячные. Там смешивается чистая и загрязнённая вода. Она попадает в городской коллектор, на выходе из него соответствует нормативам. Система работает в комплексе.
Минприроды не принимает объект на баланс, но без обслуживания очистные придут в негодность. Что может привести к уголовному делу. От ведомства ждут решения.
Начальник отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области Евгений Спиридонов спросил: за недостижение результатов госконтракта по очистке, нужно ли вернуть деньги федералам или будут штрафы. По мнению Алексея Скоробогатова, последствий быть не должно, если судить с точки зрения соответствия работ, выполненных по проекту, и при условии правильной эксплуатации очистных сооружений.
Фото: Общественная палата