Середина этой недели была отмечена профессиональным праздником служителей Мельпомены и всех причастных – 27 марта в России прошел День театра. По этому поводу 73online.ru совместно с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» рассказывают о связанных с нашим городом знаменитых представителях актерской династии – Покровской и Ефремовых – потомках чувашского просветителя из Симбирска.

Когда-то, в 1870 году, будучи учеником седьмого класса Симбирской классической гимназии, Иван Яковлев – будущий чувашский просветитель – писал в сочинении на тему «О влиянии театра»:

«Влияние театра зависит от трёх причин: от пьес, которые ставятся в нём, от исполнителей этих пьес и от соразмерной обстановки самой сцены…».

Сегодня эти строки хранит музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева», где почти все комнаты восстановлены в том виде, какой они имели при жизни семьи Яковлевых. Почти – потому что в бывшей детской размещается экспозиция, посвящённая потомкам чувашского просветителя, непосредственно связанным с театром. Здесь среди их личных вещей, документов, дипломов, фотографий можно увидеть театральные афиши, программки, костюмы.

– Мог ли Иван Яковлев тогда, в 1870 году предполагать, что позже в созданном им учебном заведении будут ставиться театральные постановки, а его потомки свяжут свою жизнь с театром и трудом подтвердят строчки из гимназического сочинения знаменитого предка, – задается риторическим вопросом методист Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Нина Литвинова.

Она рассказывает об обстановке в той самой бывшей детской: «На манекене – куртка из бархата тёмно-зелёного цвета и парик – часть театрального костюма к спектаклю «Маленький Лорд Фаунтлерой» и эскиз декорации к спектаклю по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» в постановке народной артистки России А.А. Некрасовой».

Анна Алексеевна Некрасова (1913-2003) – внучка Яковлева, советский и российский театральный режиссёр, педагог; народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. Окончив режиссёрский факультет ГИТИСа, она стала режиссёром Центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодёжный театр, РАМТ), где проработала более 50 лет. Ею было поставлено 39 спектаклей.

– Являясь талантливым режиссёром, она была не менее талантливым педагогом. У Анны Алексеевны было много учеников, которым она могла передать своё понимание профессии. Говорят, она одновременно была строга к студентам, но в то же время относилась к ним нежно, будто к собственным детям. Анна Алексеевна уделяла внимание не только постановке в целом, но и «очень точно прорабатывала роли и образы». Большое значение придавала репертуару и воспитательной стороне спектаклей для детей. Среди её постановок – «Конек-Горбунок», «Снежная королева», «Хижина дяди Тома», «Питер Пэн», «Шишок» и другие, которые шли на сцене театра в разные годы. Спектакль «Маленький лорд Фаунтлерой» по повести американской писательницы Ф. Бернет – нехитрая и трогательная история о том, как искренность и бескорыстие ребёнка растопили сердце эгоистичного старика-графа, научили его радоваться жизни, делая добро другим людям, – говорит Нина Литвинова.

В семье Некрасовой сложилась целая актёрская династия: дочь Алла Покровская, внук Михаил Ефремов, правнуки Никита и Николай Ефремовы.

Алла Борисовна Покровская (1937-2019) с детства мечтала стать актрисой, но родители были против такого выбора. Поэтому она поступила на филологический факультет Московского педагогического института, но проучившись всего один год, оставила учёбу. Вся её дальнейшая судьба была связана с театром: школа-студия МХАТ, театр «Современник», МХТ имени А.П. Чехова.

В спектакле «Мещане» по пьесе А.М. Горького, афишу которого можно увидеть в ульяновском музее, Алла Борисовна сыграла одну из своих лучших ролей, став лауреатом театральной премии «Чайка» в номинации «Лучший актёрский дуэт» (с актёром Андреем Мягковым).

Кроме актёрского таланта Алла Борисовна обладала даром истинного учителя, о чем свидетельствует присуждение ей премии Станиславского за театральную педагогику.

Еще одним правнуком Ивана Яковлева является Владимир Всеволодович Павлов. Театром он заинтересовался ещё в школе, участвуя в драмкружке. В 1963 году поступил в Ермоловскую студию ГИТИСа и в том же году был принят в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, в котором служит уже 60 лет.

«…Хорошее драматическое произведение зависит уже только от актёров, чтобы произвести желаемое действие на зрителей. Они зорко следят за каждым движением и словом действующих лиц… несчастья и страдания героя становятся их собственным страданием… объявляется непримиримая вражда против зла; добро и истина в их глазах становятся сами по себе высокими, за которые стоит страдать, терпеть, перенести всё, даже жертвуя жизнью…». Такими словами оценил влияние актёрской игры гимназист Иван Яковлев, и они каким-то чудесным образом стали ориентиром для его потомков – талантливых актёров, театральных педагогов и режиссёров, – подытожила Литвинова.

Этот материал входит в цикл публикаций, посвящённых 40-летию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», которое отмечается в 2024 году.

Фото и исторические сведения представлены Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» из собственных фондов.

Татьяна Лисицына