Минприроды предлагает разрешить в Ульяновской области отстрел бездомных собак, кошек и ворон. Чиновники от природы ссылаются на то, что бродячие животные сильно расплодились, вредят охотхозяйствам и угрожают безопасности и здоровью людей. Зоозащитники, в свою очередь, призывают жителей к протестному гражданскому флешмобу в интернете.

Изменения вносятся в закон о регулировании на территории Ульяновской области некоторых вопросов в сфере охоты и охотничьего хозяйства, они обсуждались на охотсовете под председательством министра природы Дмитрия Федорова. В частности, к охотничьим видам, на которые разрешена охота, предлагается отнести бродячих беспородных собак и кошек, серых ворон и бакланов.

- Данные виды млекопитающих и птиц имеют высокую численность и являются вредителями охотничьего хозяйства, наносят вред биоресурсам и представляют опасность для человека, в том числе как разносчики опасных заболеваний. Разрешение на регулирование численности данных видов будет выдаваться только в местах с высокой концентрацией во избежание негативных последствий для человека и только на территории охотхозяйств, - прокомментировал Дмитрий Федоров.

Министр также пояснил 73online.ru, что в минприроды поступает множество жалоб от охотпользователей на то, что бродячие собаки, кошки и вороны наносят вред охотничьему хозяйству, загрызают косулей, зайчат.

- Бродячие собаки сбиваются в стаи, которые обитают далеко за пределами населённых пунктов, преимущественно в лесной зоне, где они находят корм. Такие стаи одичавших собак могут быть опасны и для человека. Изменения в закон позволят производить регулирование численности данных животных во избежание нанесения ими ущерба биоресурсам. Подчеркну, что речь идёт именно о потенциальном регулировании численности данных животных на территории охотугодий, а не в населённых пунктах, - пояснил Дмитрий Федоров.

Пока законопроект находится на стадии обсуждения, на сайте change.org появилась петиция против документа. За первые несколько суток ее подписали более 500 человек - это очень приличные темпы набора подписей для региональной кампании. В сопроводительном тексте к петиции сказано: "Остановите убийство собак, кошек и ворон в Ульяновске!".

В числе подписавшихся - ульяновская журналистка, корреспондент "Российской газеты" Виктория Чернышева. Она рассказала 73online.ru, почему эта тема ее задела и почему она считает законопроект минприроды дикостью:

- Я давно помогаю, по мере возможности, нашим волонтерам, которые занимаются бездомными животными. Вижу, насколько это трудное дело. Они отлавливают, стерилизуют, пристраивают собак и кошек, и не за государственный счет. По отношению к животным можно в целом судить об обществе. Узаконенный расстрел - это откат еще дальше от цивилизации, формирование соответствующего отношения к ценности жизни в целом. Каким вырастет ребенок, который будет знать, что бездомных животных нужно не кормить и пристраивать в добрые руки, а расстреливать? Смогут ли сами чиновники, подписавшие этот документ, спать спокойно, зная, что они узаконили массовые убийства? В России есть законы, определяющие, что нужно делать с бездомными животными, а также предусмотрено наказание за жестокое обращение с животными. Нужно следовать им, а не придумывать новые способы кому-то очень хорошо подзаработать на расстрелах.

Наталья Лазарева - ульяновский гражданский зоозащитник, на ее счету одна из самых громких успешных региональных кампаний по защите животных - против передвижного зоопарка в Новом городе, гастроли которого в Ульяновске прекратились после бури возмущения в СМИ и интернете и реплики губернатора на одном из совещаний "Нам здесь такой бизнес не нужен!". Она рассказала о нюансах предлагаемого ведомством Дмитрия Федорова законопроекта и объяснила, почему принимать его ни в коем случае нельзя.

- В 2013 году Сергеем Морозовым было издано распоряжение №440, четко предписывающее бездомных животных не убивать, а стерилизовать. Губернатор это не просто так придумал, таковы требования российских стандартов в обращении с бездомными животными, то есть, Морозов просто проводит в своем регионе политику федерального центра. А что сделали чиновники? Они забили на политику Москвы и распоряжение губернатора и следующие шесть лет стерилизацией не занимались. Теперь вокруг ульяновских сел и деревень расплодились бездомные собаки и кошки, часть из них была вытеснена собратьями из населенных пунктов и стала жить в лесах вокруг них диким образом. Охотники уверяют, что бездомные собаки наносят ущерб дикой природе, нападая на зайчат, и просят разрешить им их отстреливать. А заодно, до кучи, еще и кошек с воронами, а то вдруг собачка человеку с ружьем в лесу не попадется. И еще бакланов… Все над этим пунктом смеются, а я объясню, откуда он взялся. Рыбаки жалуются, что рыбы с каждым годом становится все меньше, и авторы законопроекта придумали решение этой проблемы - перестрелять всех бакланов, живущих на волжских островах. Хочется им сказать: "Ребята, в Волге мало рыбы не потому, что ее бакланы съели, а потому, что вы реку превратили в болото и рыба там дохнет!".

- В Ульяновске распространено мнение, что отстреливать бездомных животных приходится потому, что на стерилизацию нет средств.

- Мы посчитали, на какую сумму в год стерилизовали животных наши волонтеры и какой годовой бюджет выделяется местному "подотделу очистки" - цифры примерно одинаковые. Так что нет на самом деле никакой необходимости отстреливать, выбор ульяновцев чисто нравственный - убивать или не убивать? Я считаю, мало петиции на change.org, неравнодушные к этой проблеме ульяновцы и жители области могут провести гражданский флешмоб в сети, писать комментарии в местных СМИ и соцсетях - и не прятаться при этом за анонимностью, потому что от таких комментариев чиновники привыкли отмахиваться. Если так выступит хотя бы один из 100 жителей области, власть нас услышит.

- Многие комментаторы-ульяновцы выступают за отстрел бездомных животных. Расскажите для этих людей, как умирает собака, попавшаяся "зондеркоманде".

- Собак в Ульяновске убивают адилином, который позиционируется как наигуманнейший яд. Это не так. Адилин делается на основе яда кураре, и главное его преимущество в том, что он сразу парализует голосовые связки, поэтому дальнейшая смерть кажется безболезненной - животное лишено возможности визжать. Смерть наступает от удушья, когда отказывают дыхательные мышцы. Иногда на это уходит до 40 минут. Животное все это время сохраняет сознание и понимает, что происходит, но не может подавать голос и двигаться. Что оно при этом чувствует, легко понять, представив себя на его месте, - эмоции у нас с ними одни и те же. Это страшная смерть.

Александр Стрельцов