На минувшей неделе стало известно, что МУП «Ульяновскэлектротранс» (УЭТ) предложил с 1 апреля увеличить плату за проезд в городском электротранспорте до 20 рублей за наличный расчёт и до 18 рублей – по транспортной карте. Глава города Сергей Панчин окончательного официального решения пока не принял. В самом УЭТ меру увеличить оплату проезда называют вынужденной — предприятию необходимо перекрыть выросшие расходы на электроэнергию и обслуживание инфраструктуры. Подчеркивается, что основная часть пассажиров элетротранспорта, а это в основном льготники, не заметит повышения. Большинство опрошенных экспертов сходится в том, что дальнейшее сдерживание стоимости проезда может привезти к катастрофической ситуации с транспортом в городе.

Последние два года стоимость разового проезда в ульяновских троллейбусах и трамваях составляет 17 рублей по наличному расчету и 16 — по электронному. В самом «Ульяновскэлектротрансе» пока точно не знают, повысят ли плату за проезд или нет, но меру называют вынужденной, ссылаясь на сложную ситуацию на предприятии. «Ситуация сложная, но контролируемая. За последнее время у нас все подорожало - ремонт путей, запасные части, масла, смазки. Основная статья расходов, конечно, это дорогая электроэнергия. Нужны средства, чтобы поддерживать нормальное рабочее состояние трамвайных путей», - рассказал корреспонденту 73online.ru заместитель директора по эксплуатации УЭТ Виктор Трепалин.

Директор городского департамента транспорта Игорь Бычков отмечает, что повышение проезда - это фактическая компенсация затрат из-за подорожавшей электроэнергии, чтобы предприятие не остановилось. Предприятию необходимо тратить средства не только на текущие расходы, но и на обновление инфраструктуры и дальнейшее развитие. «Надо повышать, чтобы народ не убегал с предприятия. Практически вся инфраструктура ещё с советских времен. Необходимы вложения в нее, нужно ремонтировать путевое хозяйство», - прокомментировал ситуацию Игорь Бычков. Он рассказал, что из соображений экономии рельсы приходится менять на железнодорожные, которые не имеют водостоков.

Г-н Трепалин подчеркивает, что в отличие от маршруток УЭТ тратится на содержание депо и остановок, а также очистку дорог в зимнее время: «У нас все прозрачно — я могу показать свои расходы».

В пресс-службе администрации города сообщили, что в этом году объем субсидий на электротранспорт составляет 200 млн рублей, однако чтобы предприятие вышло в ноль, необходимо ещё примерно столько же. В администрации Ульяновска также подчеркивают, что деньги, полученные с увеличением платы за проезд, направят на обновление подвижного состава, замену рельсов и контактов, но самая главная часть расходов — тариф на электроэнергию.

В УЭТ успокаивают, что льготные категории граждан не пострадают от возможного подорожания проезда. «Наш транспорт ориентирован на социальные слои населения. Мы перевозим школьников, студентов, тех, кто пользуется единым проездным билетом. Они все имеют льготы на проезд. Те категории граждан, которые мы перевозим в первую очередь, никак не почувствуют повышения платы за проезд», - отметил Виктор Трепалин.

Если проезд подорожает, то ульяновский электротранспорт все равно останется одним из самых доступных в ПФО. Стоимость проезда в трамвае в Саратове составляет 23 рубля (21 – при безналичной оплате), в Самаре – 28 рублей (25), Йошкар-Оле – 22 рубля (20), Уфе – 22 рубля (20), Казани - 27 рублей (25). Игорь Бычков пояснил в разговоре с корреспондентом 73online.ru, что на образование тарифа влияют не только расходы на услугу, но и платежеспособность населения. Поэтому ощутимая разница с другими регионами обусловлена невысокими доходами населения. Кстати, себестоимость проезда в ульяновском трамвае или троллейбусе составляет около 30 рублей.

Председатель региональной Общественной палаты Дмитрий Ежов выступает против повышения платы за проезд в трамваях и троллейбусах. 73online.ru он заявил, что бюджетные предприятия будут убыточны всегда. Вопрос о подорожании проезда рассмотрят в Общественной палате на этой неделе.

Эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин отмечает, что городской электротранспорт в России убыточен везде:

- Электротранспорт платит за электроэнергию как коммерческое предприятие, а не как социальная структура. У нас изначально неправильно выстроена система тарифов. Город должен стремиться к тому, чтобы горожане пользовались общественным транспортом, а не личным. Для этого нужно вводить стимулирующие тарифы. Пока общественный транспорт будут рассматривать с коммерческой точки зрения, а не как часть городского пространства, то мы и дальше будем завязывать узел не шее.

В телефонном разговоре с корреспондентом 73online.ru г-н Валдин отметил хороший уровень ульяновского электротранспорта. «По общероссийским меркам трамваи и троллейбусы в Ульяновске неплохие, если говорить про развитость сети, состояние путей и вагонов. Но нужно понимать, что Россия — чемпион мира по убитым трамваям», - сетует эксперт.

Справка 73online.ru:

В структуру предприятия УЭТ входят два трамвайных депо на правом берегу, троллейбусное депо на левом берегу, служба пути, служба энергохозяйства. Первый трамвайный маршрут №1 "Трампарк - Вокзал" был открыт 5 января 1954 года. На сегодняшний день протяженность трамвайных путей составляет 129,08 км. В городе действует 14 постоянных и один сезонный трамвайный маршрут. Первый троллейбусный маршрут "Стадион "Заря" - станция "Верхняя терраса" открылся 5 января 1974 года. На сегодняшний день протяженность троллейбусных линий составляет 68,25 км.

Артем Горбунов