Руководство в Фонде модернизации ЖКК, куда десятки тысяч ульяновцев отчисляют взносы на капремонт, тихо сменилось в начале года. Сейчас к новому директору Аксане Порватовой накопилась масса вопросов: региональный оператор не отдает деньги управляющим кампаниям для перехода на спецсчета, из-за чего замерли ремонтные работы. Оппоненты указывают на некомпетентность нового управленца. 73online.ru выяснил, что в администрации Новоульяновска она была правой рукой депутата ЗСО Матвея Володарского, который весной возглавил попечительский совет фонда.
Фонд модернизации ЖКК был проблемным с момента основания в 2013 году — работой организации не раз интересовалась прокуратура и УФАС, возбуждались уголовные дела о растратах средств. Копились долги — собираемость взносов на капремонт не поспевала за стоимостью работ. Общая кредиторская задолженность фонда составляет 737 млн рублей, подрядчикам регоператор должен 482 млн. Убытки начал приносить и уход собственников, не желающих скидываться в общий котел, на специальные счета. При этом по состоянию на 1 января 2021 года населению не вернули 265 млн рублей. Учитывая, что весна и лето — разгар ремонтных работ, люди забили тревогу, ведь латать дыры нужно, а денег на это нет — "копилка" по-прежнему у регионального оператора.
Адександр Хаджибаев и Аксана Порватова
Долги у организации с 2019 года, но городские парламентарии считают, что не справляется новый руководитель. В конце января областной Фонд капремонта возглавила Аксана Порватова, сменив на посту Александра Хаджибаева, проработавшего три года и ушедшего на повышение — в замы министру ЖКХ Александру Черепану. По мнению некоторых депутатов Гордумы и Заксобрания, жалобы людей участились именно за последние три месяца — люди просят народных избранников помочь им составить судебные иски к фонду.
О г-же Порватовой мало что известно. 73online.ru выяснил, что новый директор Фонда вплотную со сферой ЖКХ никогда не работала. Родом она из села Кременки Ульяновской области, имеет два высших образования: физико-математическое местного педуниверситета и экономическое УлГУ. Трудовой путь начинала в Новоульяновске составителем описей, но в конце 90-х работала учителем физики в казанской школе. После вернулась на родину и осела в Новоульяновске — трудилась в городской администрации на разных должностях с 2008 по 2012 год. Последнее ее известное место работы — руководитель аппарата администрации Новоульяновска: Порватова была правой рукой депутата ЗСО Матвея Володарского, который в то время занимал пост главы города.
Володарский единственный, кто открыто заступался за Порватову на очередном депутатском разборе полетов. В комментарии 73online.ru отзывался о ней нейтрально, но подтверждал, что они знакомы — но не виделись с 2012 года. Володарский признается, что вынужден поддерживать Порватову как неопытного руководителя, ведь в последние три месяца из-за накопившихся долгов по спецсчетам её атакуют проверками министерство ЖКХ, прокуратура, критикуют депутаты.
— Определенные люди в министерстве ЖКХ и гордуме лоббируют конкретные управляющие компании. Влиятельные владельцы УК Порватовой недовольны. Ее просто замучали, и она рискует перед правоохранительными органами! — рассказывает Матвей Володарский. Как он пояснил, в мае фонд выплатил всем УК поровну в общей сложности 10 млн рублей, но это многим не нравится: "Задача Порватовой — не выделять "крутых", как раньше".
Представители управляющих компаний в свою очередь говорят, что поделить на всех 10 млн рублей и требовать за это благодарности — странный подход, если при этом сам долг гораздо выше. "Одному дому фонд может быть должен два миллиона рублей, а другому — восемь. Если он заплатит им обоим по миллиону, это проблему не решит. Тем более есть и спецсчета, оформленные на ТСЖ, а не УК, они тоже своих денег не получают", — отмечает директор одной из компаний, попросивший не упоминать его имя.
Собеседник отмечает, что при прошлом руководителе таких проблем, как сейчас, не было.
— После того, как жители проголосовали, если у них есть спецсчет, в течение трех дней на него должны перечислить аванс и в течение десяти дней — сделать полный расчет. Мы заключили контракт с подрядной организацией на проведение капремонта на миллион рублей, но оплатить их не можем, нам не отдают деньги уже два месяца, пришлось обратиться уже в прокуратуру. Доходит до того, что в фонде те или иные ремонтные работы называют ненужными, — рассказал директор УК.
Источники, близкие к ситуации, утверждают, что и после администрации у Порватовой в послужном списке нет ни одной должности, хоть как-то связанной с коммунальной сферой, поэтому предполагают, что ее назначение связано с лоббистскими возможностями Володарского. 9 апреля он занял пост председателя попечительского совета фонда, до этого его возглавлял председатель комитета ЖКХ в Заксобрании Андрей Седов. В состав структуры входит девять человек — депутаты и общественники (Вячеслав Ковель, Алексей Цибарков, Руслан Хайров и другие). Седов причины своего ухода из совета не уточняет.
Володарский во всех бедах винит неграмотное управление экс-главы фонда Александра Хаджибаева: "Он набрал кредиты в московской финансовой организации под 12%, сейчас фонд выплачивает им по 20-30 млн рублей в месяц". Речь идет о договорах факторинга, которые были заключены с компанией "СОГАЗ" в 2019 году. Они предусматривают кредиты для подрядчиков на выполнение капремонта — строители получают деньги от банка, а регоператор постепенно выплачивает эту сумму. Источник, близкий к ситуации, отмечает, что внедрение такого метода кредитования было согласовано с министром ЖКХ Черепаном и попечительским советом фонда, выпускался документ о необходимости такой меры.
Экс-глава попечительского совета Адрей Седов отмечает, что Хаджибаев как опытный руководитель оперативно решал проблемы и даже при наличии долгов вовремя брал отсрочки, умел договариваться со всеми сторонами проблемного вопроса, в чем и заключалась его эффективность.
— Дело не в долгах, а в том что в фонде бардак начался. Чтобы руководить такой сложной структурой, нужно заранее просчитывать риски, думать наперед, нужен большой опыт в коммунальной сфере. Хаджибаев всегда знал, сколько фонд кому должен, в какие сроки нужно задолженность погасить и сможет ли он их соблюсти. С людьми диалог поддерживался. А сейчас они просто возмущены и не получают никакого ответа от фонда, — объясняет Седов.
Дарья Косаринова