Джазовую программу, открывшую II Международный культурный форум в Ульяновске, завершил Игорь Бутман. Программа российской звезды мирового джаза вместо двух часов без антракта по плану продолжалась три часа с перерывом. Публика долго не отпускала маэстро, который, несмотря на послеконцертную усталость, согласился еще и на эксклюзивное интервью «73online».
Чиновники из фонда «Ульяновск — культурная столица», как всегда, оказались на должной «высоте». Перехватив у регионального фонда «Живой звук» организацию выступления Игоря Михайловича, ульяновские «культуристы» не смогли обеспечить джазмену даже видимость аншлага. В тот же вечер на коммерческом концерте Ирины Круг в ДК «Губернаторский» народу было даже больше, чем в БЗЛМ, где выступал Бутман со своим оркестром. Большой зал Ленинского мемориала просто зиял дырами пустых кресел. Впрочем, самого музыканта это совсем не напрягало. И совсем недавно ставший народным артистом России Игорь Бутман отработал на совесть.
- Игорь Михайлович, экс-президент России Дмитрий Медведев лишь в прошлом году присвоил вам звание народного артиста РФ. Тогда как многие ваши «смежники» из цеха шоу-бизнеса становятся народными, спев лишь два-три шлягера. Не обидно?
- Нисколько. Да и не все попсовики становятся народными благодаря паре хитов. Мне это изначально было не очень нужно, и я не прилагал к этому никаких специальных усилий. Проталкивание документов на звание в нашей стране очень сложный процесс. И я для себя решил, что участвовать в этом процессе не буду. Заниматься собиранием бумажек для меня слишком сложно. Пусть власти оценивают мой вклад в отечественное искусство. Перескочил ступень заслуг перед государством через заслуженного — хорошо. Не случилось бы в моей жизни этого события, менее самодостаточным я бы не стал. Объясню, почему для меня это не слишком важно. Сам институт «народных артистов» после развала Советского Союза я считаю не совсем корректным. В СССР статус народного артиста страны давал статус, как сейчас говорят, «бизнес-класса» со всеми вытекающими реальными преимуществами: гастроли самолетами, лучшие номера в гостиницах, достойная зарплата. Это была доска почета для истинного таланта. Притом что ставка, например, народной артистки Пугачевой была немногим выше зарплаты народного артиста из провинциального театра. Сейчас зарплата этого провинциального народного артиста иногда едва дотягивает до 50 тысяч рублей. А гонорар не обремененного званием «певца» из шоу-тусовки в статусе «звезды» — 150 тысяч долларов за концерт. Звание нынче ничего не дает. Тогда зачем оно вообще нужно?..
- Как саксофонист в конце прошлого столетия вы работали с такими культовыми фигурами, как Сергей Курехин, Виктор Цой и их группами «Поп-механика» и «Кино». Сегодня они оба считаются героями именно своего времени. Модно даже гадать, как изменилось бы мировоззрение этих героев, доживи они до нашего «смутного времени». У вас есть свой взгляд на этот вопрос?
- Цой и Курехин были настолько яркими личностями, что, думаю, и сегодня они бы не потерялись. При этом я никогда не был поклонником творчества моего лучшего друга Сережи Курехина. И не фанател от Цоя и «Кино». Но нельзя не признать: они жили и творили ярко и талантливо. И обязательно пробили бы себе дорогу и в наше время. Курехин бы не остался на обочине, снимая кино. А Виктор писал бы саундтреки к хорошим фильмам. Главное, что было в их творчестве, — отсутствие протеста как самоцели. Сегодня этого так не хватает. Курехин и Цой просто опережали время, когда писали свою музыку будущего. В этом смысле показателен пример Бориса Гребенщикова. Он тоже делает другую музыку и при этом гастролирует, востребован. Он не в оппозиции, просто философ. А они же из одного поколения рок-музыкантов: Гребенщиков, Курехин, Цой...
- В свое время ваш друг Сергей Курехин предположил, что «Ленин — это гриб». А кто вождь мирового пролетариата и наш земляк для вас?
- Долгое время, как и для большинства советских людей, Владимир Ильич был для меня богом. А коммунизм — религией. Когда с перестройкой рухнули стены политической цензуры, я стал много читать о Ленине. В том числе и закрытые до тех пор документы. Но отношение мое к вождю мирового пролетариата поменялось незначительно. Ленин — уникальная и интересная фигура, выдающаяся Личность, великий человек, по-своему перевернувший наш мир. В самих главных коммунистических постулатах и идеях, таких как равенство, социальная справедливость, гуманизм, нет ничего плохого. Но с тем, что цель оправдывает средства, я не согласен категорически. Слишком жестким и жестоким был Владимир Ильич в достижении мировой коммунистической идеи. Человеческая жизнь в результате не ставилась ни во что. Тут мы с ним по разные стороны баррикад. К сожалению, ленинские идеи оказались позже напрочь дискредитированы садистом Сталиным. Он самое лучшее в ленинских принципах просто уничтожил, нивелировал. А сам Ленин и сегодня в десятке моих кумиров...
- Вы можете сегодня вывести свою собственную музыкальную формулу джаза?
- Все очень просто. Джаз — это состояние души, которым очень хочется поделиться с окружающими. Просто невыносимо хочется.
- А когда окружающие — президенты двух мировых держав США и России? Что вы чувствовали, когда играли всего для двух слушателей — Путина и Клинтона? Страшно не было?
- Нет, там был букет чувств, только не страх. Играть джаз с испуганной душой вообще противопоказано. А вот ответственность, в самом деле, нереальная. Ведь до моего выступления перед двумя президентами наши главы государств по протоколу из всех культурных достижений своей страны хвастались перед своими заграничными коллегами либо живописью, либо балетом. А тут молодой начинающий президент Путин разметал устоявшийся десятилетиями протокол в прах и пыль. И предложил Биллу Клинтону послушать джаз. При этом под наш аккомпанемент главы двух супердержав, беседуя, принимали, возможно, исторические решения. Как я потом пошутил: вот не понравилась бы американскому президенту наша игра, он бы обиделся на Россию и объявил нам войну... Но ему понравилось. Позже Клинтон упомянул обо мне в своей книге, и я с его легкой руки стал «главным и любимым джазменом политиков планеты».
- В вашей творческой биографии есть и еще одно более раннее выступление перед сильными мира сего. Говорят, музицирование для Ельцина стоило вам кучи нервов и даже было сопряжено с риском для жизни. Что это за история?
- Это выступление началось со странной шутки тогдашнего директора ФСБ Михаила Барсукова. Он сказал: «Будете плохо играть — мы вас расстреляем». Шутка эта мне не понравилась. Было не смешно. И я играл тогда с ватными руками и ногами и с одной-единственной мыслью: «Надо играть так, чтобы не застрелили». А когда все закончилось, Михаил Иванович хлопнул меня по плечу и сказал: «Молодец! А теперь стакан водки накати-ка... Не слабо?» Я люблю хороший алкоголь, хотя, в принципе, человек непьющий. И тут почувствовал себя шолоховским Андреем Соколовым из «Судьбы человека». Помните: «Русский солдат после первой не закусывает»? Так ФСБ душевно поощрило меня стаканом водки за игру для первого президента России. Сейчас — смешно.
- Вас вообще легко взять на слабо?
- Не тяжело. Я заводной. К тому же в той истории я свою водку реально заслужил... После хорошей работы отчего бы и не выпить?
- В 2008 году вы добровольно вступили в «Единую Россию». На президентских выборах стали доверенным лицом Владимира Путина. Сегодня к партии власти у народа все больше претензий. Да и фигура Путина обществом воспринимается неоднозначно. В связи с этим вас червячок сомнения не гложет? В те ли «сани» вы сели?
- Что касается Владимира Владимировича Путина... Многим не нравится кое-что из того, что делаю я. Только ленивый не упрекнул меня в предательстве джаза и музыки в целом, когда я встал на коньки в проекте Первого канала «Ледниковый период». Это они из зависти. Я просто вспомнил детство, когда профессионально стоял на льду. Правда, как хоккеист, а не как фигурист. Меня ругали, когда я в Америку на ПМЖ уехал. Потом ругали, когда вернулся. Всем нравиться невозможно. Собака лает — ветер носит. Та же история и с действующим президентом России. Бессмысленно все время ждать чего-то от власти по принципу «дай и все». Надо и условия власти принимать. Во всем мире правила такие. И мне вовсе не стыдно за то, что я был доверенным лицом Владимира Владимировича в марте этого года. Он не самый плохой глава государства. «Единая Россия» как всякая политическая партия тоже отнюдь не сонм херувимов с крыльями. Безгрешных нет. И члены партии совершают ошибки. То, что многие из нас побогаче, вызывает естественное недовольство. И начинаются обиды. На «Единую Россию» еще только плохую погоду не повесили. Не все от нас зависит, ребята! Среди нас не все самые умные и, чего греха таить, самые порядочные. Мы такие же люди, как и те, кто нас выбирал. Мы — срез общества. Какие избиратели, такая и «Единая Россия». Все существующие в стране проблемы надо искоренять снизу. В КПСС ведь было тоже самое... Но самое неприятное, что держать удар приходится нам, рядовым членам партии. Что ж, мы взяли на себя эту ответственность. И я готов нести ее до конца. Как рядовой партиец я работаю в сфере культуры. И за претензии мне лично, если таковые возникнут, готов ответить!
- А вот в случае с Андреем Макаревичем*, исключенным из Совета по культуре при президенте после своего честного и открытого письма Путину?..
- Без комментариев. Андрей сам согласился со своим исключением. К тому же там нет никакой политической подоплеки. Я в этом уверен...
Иван Собакин
фото: www.irk.ru
* Макаревич Андрей Вадимович всключен в реестр физ. лиц, выполняющих функции иностранного агента