24 ноября в Ульяновском театре кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой покажут премьеру спектакля «Муму» по мотивам рассказа Ивана Тургенева. Спектакль для взрослых и подростков продлится около часа. После показа главный режиссер театра кукол Сергей Ягодкин обсудит премьеру со зрителями. Подробно о предстоящем спектакле Ягодкин рассказал 73online.ru.

- Почему спектакль создан именно по мотивам произведения Тургенева «Муму»?

- В рассказе Тургенева очень много описательных событий, но нет диалоговых сцен, на которых можно было б построить конфликт между героями. Герасим уже находится в поместье, читателям рассказывают, что он тосковал. Но как он там появился и что чувствует? Я показываю привоз Герасима в поместье, чтобы увидеть контраст дома, где он находится и того, о чем мечтает – о деревне, полях. История пьяницы Капитона, живущего в доме барыни и невольно разрушающего увлечение Татьяны Герасимом, тоже должна иметь предысторию. И мы показываем зрителям поступки не очень управляемого человека. Кроме того, у Тургенева короткий рассказ безумно населен людьми: управляющий двором, управляющий домом, дворецкий и другие герои. Но функционально они сводятся до трех мужских ролей: начальник среди мужиков, пропойца башмачник и лекарь. То же самое среди женских ролей: есть жена начальника, молодая любимица, которую балует барыня, и приживалка, которая ненавидит молодую конкурентку.

- Вместе с куклами на сцене появятся и актеры?

- Да, мне кажется мысль, заложенная в рассказе Тургенева, более выигрышно будет смотреться именно в жанре кукол. Главный герой Герасим претерпевает несколько потерь на протяжении рассказа: его лишают привычного уклада жизни, перевозят в другой город, лишают любимой женщины и свободы воли. Он не может решить, что делать, и в конце концов его лишают даже единственного существа, к которому он имел по-настоящему теплые чувства, - несчастной собачки. И потом он уходит из Москвы. Что же случилось? Мне кажется, все эти страдания главного героя пробуждали в этом безмолвном крепостном Человека (с большой буквы), личность. Показать это можно через театр кукол. Потому что рядом с куклой (показываем мы актера или нет), все равно подразумевается человек, который ею и управляет. Получается странный карнавал, который крепостные этого поместья разыгрывают для барыни. Барыня – старая, разваливающаяся на запчасти кукла, которая никак не умрет, ее все забыли и бросили. Крепостных она не воспринимает, как людей, и мыслит себя вершителем судеб. Тогда возникает прямая конструкция: вот кукла, которой управляют и зачем-то ее указаниям следуют люди. И вот кукла Герасим, которая, заживет совершенно самостоятельной жизнью - к сожалению, под самый занавес. Человек по определению наделен волей, а у куклы воли нет: какую ей походку сделаешь, так и пойдет.

- Будет ли музыкальная часть?

- Конечно, в основе музыкального решения спектакля лежит русская балалайка. Есть прекрасная оригинальная русская тема – барыня. Поскольку у главной героини рассказа Тургенева нет имени, она напрашивается, чтобы стать лейтмотивом – такой гимн поместья, когда все ей постоянно поют оду: «Барыня, барыня…». Мы с композитором Артемом Форратом предлагаем послушать ее в жанре дарк-кабаре – это рокн-ролльные ритмы и балалайка.

- Что бы вы предложили зрителю, который посмотрит ваш спектакль и выйдет в фойе?

- Обсудить - самому с собой, с прекрасной половиной или кавалером, которые составят компанию на премьере. Не бойтесь критиковать, хвалить, не соглашаться. Самое грустное, что может сделать любое произведение искусств – оставить равнодушным. Даже, если спектакль не нравится – это уже хорошо. После премьеры я готов обсудить спектакль вместе со зрителем в малом зале театра кукол.

фото предоставлено Ульяновским театром кукол

Светлана Снежина