Заслуженный тренер России Николай Александрович Виноградов. С этим именем связана по сути дела вся история развития морского многоборья в нашем городе, история богатая и поучительная. О ней, о людях, которые закладывали победные традиции и продолжали их, о нынешнем положении рыцарей пяти качеств, как нередко называют морских многоборцев, наш разговор с Николаем Александровичем.
- Николай Александрович вообще-то было бы удивительно, если в Ульяновске, в городе на Волге, не развивалось бы морское многоборье. А ведь когда-то так и было?
- Этот вид, по сути дела, флотский. Он начал развиваться в России еще в XVIII веке и сохранился на весь период существования военно-морских сил. Отмечу, что команды, которые побеждали, находились в привилегированном положении. А комплекс многоборья включал в себя флажный семафор, перетягивание каната, греблю на ялах, парусные гонки и считался отменным методом подготовки личного состава военно-морского флота. Это уже в 40-х годах 20-го столетия в занятии им стала привлекаться гражданская молодежь.
- Но вернемся к моему вопросу. Когда появились первые морские многоборцы в Ульяновске? Рассказывают, что тогда, когда в город приехал молодой мастер спорта Николай Виноградов? Кстати, откуда?
- Я приехал из Калининграда, хотя учился в Москве в институте водного транспорта. Просто на последнем курсе мы обучались в Калининграде, там, кстати, я и диплом защищал. Естественно, моя профессия была такова, что я просто не мог не коснуться этого вида спорта. Он у нас был по сути общеинститутским. Проводились соревнования между факультетами. В 1959 году я в составе институтской команды стал чемпионом Москвы.
- А родом-то вы откуда?
- Отсюда, из Ульяновска. Вырос здесь. Уезжал только на период учебы. Когда же вернулся, то обратил внимание, что в какой-то мере морское многоборье развивается, в основном, гребно-парусное направление. В конце же 50-х - начале 60-х годов был отработан классический вариант многоборья, в который до сего дня входят пять видов - плавание, стрельба, кросс, гребля на ялах и парусные гонки. На каждый вид отводится один день состязаний. Вот этот вариант мне и пришлось развивать в Ульяновске. С кем, где? На улице Гончарова в старом деревянном здании находился морской клуб ДОСААФ. В тот период им руководил Борис Иванович Ефремов - кадровый морской офицер, большой любитель морских видов спорта. Вот с ним я и делал первые шаги. Стоит отдать ему должное: он умел привлечь к себе модных в то время тренеров-общественников. Затем клуб возглавил Сергей Иванович Курзин, много лет работавший в оборонной организации. У него организаторский дар проявился еще более ярко. Приведу такой любопытный пример. В начале 60-х годов в городе практически одновременно начали развиваться четыре вида спорта. Их «тянули» четыре тренера-общественника. Подводным спортом занимался Юрий Джавахия. Видимо, мало кто знает, что спустя какое-то время ульяновские спортсмены-подводники стали чемпионами России, неоднократно побеждали на зональных турнирах. К сожалению, постепенно этот вид,можно сказать, пропал.
На моторном заводе работал заслуженный тренер России Анатолий Баринов, который тогда дал исключительно сильный толчок в развитии водно-моторного спорта. На протяжении многих лет ульяновская команда не имела себе равных в стране. Здесь выросли три мастера-международника, призеры европейского чемпионата.
В числе тех четырех тренеров-энтузиастов был и Юрий Железняков, ныне занимающийся судомодельным спортом. В настоящее время мы имеем несколько чемпионов и призеров мировых первенств. К сожалению, в местной прессе мало публикуется информации об этом виде - весьма значимом по своим достижениям.
- А четвертым, можно легко догадаться, были вы.
- Угадали. Между прочим, из тех четверых, трое впоследствии стали заслуженными тренерами. И если бы после учебы Ю. Джавахия не уехал по распределению в другой город, то, думаю, и он получил бы это высокое звание.
- Интерес у молодежи в те годы к этим видам был большой?
- Несомненно. В областном чемпионате по морскому многоборью, например, участвовали команды из Старой Майны, Сенгилея, Димитровграда, две дружины выставлял автозавод.
- А база? Что она собой представляла?
- Помню, как Ефремов, собрав нас, молодых спортсменов и тренеров-энтузиастов, попросил помочь в сооружении водной станции. И вскоре она появилась. Ныне, глядя на солидное бетонное ограждение в воде, сооруженное нашими руками, удивляюсь: как мы могли все это сделать практически на одном желании. Станция, конечно, благоустраивалась. Ялов тогда было немного, но с приходом Курзина начали строить эллинги. Вскоре и техника стала поступать. Так что в этом плане мы проблем не имели. Сегодня же, не сочтите за бахвальство, у нас престижное, так скажу, количество ялов по сравнению с другими. Такое могут позволить себе только весьма крупные военно-морские базы. Конечно, приходилось об этом заботиться: брать к себе соревнования, под которые выделяется необходимый инвентарь.
- Вы, насколько я помню, начинали работать в институте «Гипроэнергоремонт»...
- Да, отсюда и началась моя тренерская деятельность. Придя туда и увидев много молодежи, начали собирать команду, которая успешно выступала в городских и областных состязаниях. Часть ребят потом продолжила занятия на более высоком уровне. Затем центр переместился на приборостроительный завод, куда я ушел работать. Могу смело утверждать, что на базе команды этого предприятия и был заложен крепкий фундамент ульяновского морского многоборья. Были ребята из военных училищ, пединститута и физпедучилища, Димитровград имел свою секцию. Как-то постепенно акцент сместился в сторону развития женского многоборья. В 1966 году мы заимели второго призера чемпионата республики - это была студентка пединститута Аня Москальонова. Командой в Таганроге заняли пятое место из 11. На это обратило внимание наше досаафовское начальство, и женское многоборье стало развиваться интенсивнее.
И не случайно в 1974 году женская команда стала чемпионом России и была представлена двумя спортсменками - Егоровой и Анастасиной - на чемпионате Союза. Там они, кстати, стали вторыми призерами. В это же время Юлусова выиграла первенство страны среди девушек...
- Но со временем приоритетным стало мужское многоборье?
- Безусловно, хотя женское тоже развивается весьма успешно. Назову хотя бы Ларису Сивоконь - обладательницу самой богатой коллекции наград всевозможных соревнований. Ну а имена наших выдающихся многоборцев Е.Казакова, А.Гришина, В.Маринина, Э.Федоськина, Ю.Пронина, М.Татариновой думаю, хорошо известны любителям спорта. Подрастает и новая волна, в которой есть свои лидеры. Юрий Кулагин, к примеру, стал в 1992 году вторым призером чемпионата СНГ в личном зачете, первым - в командном.
- Скажите, а для кого этот вид труднее - для мужчин или для женщин?
- Вопрос, конечно, несколько банальный, но оценить очень сложно. Я, например, считаю, что женскому терпению нет предела. И поэтому морское многоборье как раз с этой стороны характеризует достоинства женщины. Для мужчин этот вид, естественно, более приемлем во всех отношениях, даже в плане интеллектуального развития, потому что парус - вид элитарный. Об этом я не зря упомянул. Из числа наших многоборцев несколько человек защитили кандидатские диссертации.
- Так кому же «светит» успех в морском многоборье?
- Для занятий этим видом нужен, естественно, многогранный спортсмен, умеющий отлично бегать, стрелять, плавать, управлять судном и иметь светлую голову в парусных гонках.
- Чтобы победить в личном зачете, от спортсмена требуется отменная подготовка во всех видах многоборья. А в командном?
- Вот с этого и начиналось морское многоборье. Скажем, брали двух пловцов, двух бегунов. Но потом открылись виды морского многоборья в спортшколах. И тут громадное спасибо нужно сказать трижды Герою Советского Союза Покрышкину, который дал толчок в развитии технических и военно-прикладных видов спорта. При нем и были открыты многие специализированные спортшколы. На их отделениях и стали готовить спортсменов-многоборцев, целенаправленно занимающихся и плаванием, и легкой атлетикой... Вы знаете, что многоборец хорошего уровня плывет по «кандидату» и выше, бежит как перворазрядник, так же стреляет. Некоторые перекрывают даже мастерские нормативы по отдельным видам. Скажите, разве любой «чистый» стрелок не позавидует результату - 198 очков из 200! Кстати, нынешний чемпион области по стрельбе наш, морской многоборец.
- Морское многоборье оказывает многообразное воздействие на человека. Но почему этот вид не столь массовый, как, скажем, легкая атлетика?
- Многоборья никогда не были уж очень массовыми видами спорта. Почему? Да потому, что они предполагают многогранную подготовку. Это ведь не каждому дано - бежать, плыть, стрелять да еще парус освоить. Скажите, а разве в соревнованиях десятиборцев много участников? К тому же очень сложно определить, что массовое, а что нет. Взять, к примеру, Спартакиаду народов СССР в 1991 году, которая проходила в Ульяновске. Времена уже были не те, жизнь здорово подорожала, но ведь выступали 11 команд. Даже латвийцы приехали. Если 50 команд участвует в чемпионате России - это о чем-то говорит. Да, внутри областей, городов число соревнующихся мало. Но разве другие виды спорта не теряют массовость? К тому же сейчас появилась тенденция, чтобы каждый шаг в спорте был оплачиваемым. И она распространяется как зараза. Я же думаю, что материальные вознаграждения должны начинаться с какого-то уровня. Здесь надо четко определиться.
- К сожалению, любители спорта слабо знают об успехах морских многоборцев. Признаюсь, и пресса уделяет больше внимания традиционным видам спорта. Но ведь медали, добытые вашими подопечными, ничем не отличаются от наград тех же борцов. И завоеваны они таким же большим трудом...
- ... Очень большим трудом. На счету ульяновских многоборцев десятки золотых, серебряных, бронзовых наград чемпионатов страны, республик, спартакиад, международных состязаний. но пока что ни один многоборец ни одной квартиры за свои высокие достижения в Ульяновске не получил.
- Парадокс, да и только! В чем же дело? Ведь не в том же, что о многоборцах мало пишут в газетах? Может быть, все кроется в том, что этот вид является прикладным, что он не подпадает под опеку облспорткомитета?
- Вы, наверное, правы. Морское многоборье - досаафовский вид спорта, и от этого, видимо, многие беды. На первом плане всегда были виды олимпийские, а военно-технические на втором. Может ли что-то измениться? Надеемся на это. Сейчас произошла реформа оборонного общества. Был ДОСААФ, где в самом названии даже не упоминалось о спорте. Содействие армии и флоту... Теперь действует ОСТО - оборонная спортивно-техническая организация. Слово «спортивная» четко значится. И, видимо. ориентиры изменятся.
- А в олимпийскую семью военно-технические виды когда-то попадут?
- Трудно сказать.
- Может быть, стоит организовать свои какие-то альтернативные игры?
- Об этом разговор ведется давно. Ведь водно-моторный, парашютный спорт развиваются во многих странах, и чемпионаты регулярно проводятся. Правда, до большого форума дело пока не доходило. Лично я считаю, что такие нетрадиционные игры вполне возможны. И у нас уже было что-то похожее - соревнования дружеских стран. Оборонные организации ведь существовали во всем соцлагере. А в последние годы в этих состязаниях стал участвовать и ряд африканских стран. Сегодня, конечно, все эти наработки нарушились. Но надо, наверное, искать точки соприкосновения со странами, которые развивают аналогичные виды.
- Ну, а в Ульяновске морское многоборье не умрет в ближайшее время?
- Уверен, нет. Есть преемственность поколений, создана крепкая база. У морского многоборья прочные корни. Так ради чего хоронить вид, на становление которого потрачены десятилетия? Думаю, что он будет развиваться и дальше, лишь бы спокойствие и благополучие были в нашей стране.
Владимир Лучников