Основатель журналов «Мономах» и «Симбик», редактор-составитель «Ульяновской-Симбирской Энциклопедии» Вячеслав Николаевич Егоров рассказал проекту «Годы и люди» о своих краеведческих трудах, о доме в Ульяновске, в котором он родился, и о начале строительства Ленинского мемориала.

Город до и после

- Мы знаем, что дом, в котором вы родились, стоял около будущего Мемцентра. Расскажите о доме и о причинах его сноса. Помните ли вы, как его сносили, как это происходило?

– Жил я на улице Корюкина, в наше время она называлась улица Водников. До революции это была улица Шатальная. Это было два деревянных дома одного владельца, дореволюционной постройки, доходные дома. После революции они стали национализированными, и там остались коммунальные квартиры. У нас была изначально всего лишь часть одной квартиры, там две семьи жили. Дом был деревянный, очень красивый, но был снесён где-то в 1980-е годы, вместе с другими домами. В центре города начали вести застройку, земля подорожала.

Ульяновск, улица Корюкина, 15, 1970-е гг.

Ульяновск, улица Корюкина, начало 20 в., субботник.

- С февраля 1996 года вы работали художественным руководителем-директором культурно-концертного комплекса Ленинский мемориал. Помните ли вы, как город готовился к открытию Ленинского мемориала? Как начиналось его строительство?

– Судьба действительно связала меня с Ленинским мемориалом. От дома, где я жил, до нынешнего мемориала, было буквально 200 метров. В 1967 году, весной, я учился в 10 классе 7 средней школы, тогда она находилась в Доме Гончарова. И нас привели на церемонию закладки Ленинского мемориала. Капсулы потомкам закладывали. К сожалению, у меня не получилось быть свидетелем всего процесса строительства, потому что в 1968 году меня призвали в армию. Вернулся я через два года, когда мемориал уже стоял. Я ходил мимо этого здания в пединститут (сейчас УлГПУ – прим. ред.), а в 1996 году мне предложили стать директором Ленинского мемориала. Сейчас идёт его реконструкция, хотя ещё по моим директорским годам я помню, что реконструкция была нужна уже тогда.

Подготовка к строительству Ленинского мемориала, конец 1960-х.

Первый секретарь Ульяновского обкома КПСС А.А. Скочилов подносит футляр с капсулой и Обращением к потомкам к месту закладки Ленинского мемориала на митинге, посвященном этому событию. Ульяновск. 22 апреля 1967 г.

Митинг по поводу начала строительства здания Ленинского мемориального центра. Ульяновск, 22 апреля 1967 г. Фото. Автор М.А. Травина.

Воспоминания об участии в торжественном митинге по поводу закладки Ленинского мемориала, его строительстве и работе в разные годы читайте в воспоминаниях Валентины Михайловны Костягиной (старшего научного сотрудника отдела фондов Ленинского мемориала), записанных для проекта "Годы и люди".

- Ульяновск раньше выглядел совсем иначе, ведь центральная часть города много перестраивалась в 1960-70-х годах. Много чего было снесено и построено с нуля. Расскажите, каким Ульяновск был до и после постройки Ленинского мемориала, гостиницы «Венец» и прочих именитых зданий? Как это отразилось на облике города и его культурной составляющей, позволило ли ей стать лучше?

– Да, конечно, это отразилось очень положительно. Прежде всего, на центральной части, в Ленинском районе, хотя и не только. Знаменитое постановление правительства «О подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», обновление внешнего и производственного облика города – всё это повлияло. В 60-е и 70-е годы появилось огромное количество новых объектов, заводы, фабрики. Хотя это могло укладываться в общие тенденции развития экономики и прочего, но город преобразился. Из своего детства я помню, как пошёл первый трамвай, это было в 1950-е годы, на улице Радищева. В 60-е в центре города стало больше асфальта, многое поменялось. Но такого темпа, такого разительного контраста, который произошёл между 60-ми и 80-ми годами, не было никогда. Это было большим благом для города.

Ульяновску в этом смысле очень повезло: у нас есть заповедник «Родина Владимира Ильича Ленина», уникальные кварталы, где сохранена атмосфера XIX века. В модернизации архитектурного пространства города целесообразно сохранять какие-то здания, которые являются художественной ценностью. Но архитектура советского времени тоже была разная – многие не в восторге от хрущёвок, и считают, что сталинки смотрятся намного выигрышнее. Взять те же вокзалы, которые были подарком для нашего города к 100-летию Владимира Ильича Ленина, тот же Мемориал – они отражают эпоху, настроение людей той эпохи.

Всесоюзный коммунистический субботник на строительстве Ленинского мемориала. 12 апреля 1969 г.

Слева – высотная гостиница «Венец», справа – Ленинский мемориальный центр. Ульяновск. Зима 1969-1970 гг.

«Мономах», «Симбик» и «Ульяновская-Симбирская энциклопедия»- Вы были первым главным редактором журнала «Мономах» в 1994 году, позднее появился «Симбик». Расскажите, как создавались журналы? Почему выбор тематики журналов пал именно на историко-литературную?

– В начале 1990-х годов я оказался работником администрации, председателем комитета по национальным, конфессиональным вопросам и связям с общественными организациями администрации Ульяновской области. Тогда я задумался: советская идеология больше не востребована, какие же акценты сейчас должны быть расставлены в нашем областном пространстве? Я решил, что таким акцентом может быть именно историко-краеведческая тематика, потому что история, как и знание своих корней, формирует отношение человека к жизни. Я долго думал над названием журнала «Мономах», перебрал много вариантов, но остановился на имени Владимира Мономаха. Не только потому, что это Великий Князь, который был очень заботлив по отношению к своему народу, но и из-за самого слова «мономах» – «единая власть». Когда в голове нет разброда, а есть единая власть морального, хорошего, полезного для общества и человека, живётся иначе. Я должен сказать, что благодаря этому журналу и энциклопедии, которой мы занимались, у нас выросло большое количество краеведов. А спустя два года после того, как мы начали выпускать «Мономах», я подумал о том, что похожий журнал нужен подрастающему поколению, ведь там фигурирует другая технология и другой подход. Так появился и «Симбик».

Первый номер журнала "Мономах" (прочитать подборку материалов журнала за разные годы можно в специальном разделе нашего проекта).

- К слову об «Ульяновской-Симбирской энциклопедии». С чего появилась идея её создания? С какими трудностями вы столкнулись на начальном этапе работы?

– Мы начали заниматься созданием энциклопедии в конце 1993 года. Вопрос истории, опять же. У нас, в общем-то, историей занимались, но обобщённых книг или сборников не было. Было много учёных записок, публикаций в газетах. И вот такая идея создания полноценной, классической энциклопедии у меня и родилась. Я пригласил к себе в кабинет уважаемых историков, начиная от Сергея Львовича Сытина, Нины Ивановны Никитиной и т.д. Сытин как раз учил меня на историческом факультете, и он возразил: «Мы не осилим. Давайте лучше тематические выпуски сделаем: по образованию, по культуре». Но общим мнением решили сделать классическую энциклопедию. Это оказался не быстрый процесс – мы начали в 1993 году, и первый том нашей энциклопедии вышел только в 2000 году, а второй – в 2004-м. Но прошло уже много лет, и не мешало бы выпустить второе издание, обновить её. Параллельно с энциклопедией мы также начали делать учебники по краеведению.

- За время работы в областном комитете комсомола с 1975 по 1980 годы вы занимались вопросами нравственного воспитания молодёжи. Чем отличается государственный подход к воспитанию молодёжи в СССР и сейчас? С какими особыми сложностями вы сталкивались при работе?

– В те годы очень явно ощущалась, – сейчас-то это особенно хорошо видно с «высоты» нашего времени, – большая заинтересованность государства и общества в том, чтобы воспитывать молодёжь в духе коллективизма, взаимной поддержки, патриотизма. Всестороннее развитие, которое было главным стержнем образования, сыграло огромную роль в истории советского общества. Не забывайте, что в то время усиленно действовали социальные лифты. Если говорить обо мне, то мои предки были из крестьян – моя бабушка была неграмотная, не умела читать и писать. Она родилась в 1905 году, в этом и есть вся разница. Конечно, сейчас образование продолжает существовать, но приоритеты, на мой взгляд, очень сильно изменились. Ведь главное в жизни человека – чтобы он сформировал потребность в постоянном развитии в любой сфере.

- С 1999 года вы возглавляете областной Совет по этике и нравственности в сфере телерадиовещания. Сейчас принято говорить, что вопросы цензуры в 90-е и в современном мире решаются абсолютно по-разному, так как изменилась мера свободы в СМИ. Какие конкретные изменения в цензуре можно подметить?

– Изменения есть, но для начала я бы сделал акцент на том, что такое «свобода». Вопрос о свободе настолько глубоко многосторонний и философский, что каждый человек склонен видеть свой образ свободы. С моей точки зрения, свобода – осознанная необходимость. Я, в общем-то, цензурой не занимался, мы занимались в основном организацией. Да и цензуры, как таковой, не существовало. Единственное – цензура негласная, она всегда существует, потому что журналисты и пишущие люди всегда учитывают мнение власти. Такие случаи действительно были, но я глубоко эту тему не изучал и не занимался ею сам. Могу сказать, что общественное мнение в 1990-е годы практически не учитывалось, как и сейчас, впрочем. Но сейчас, с учётом появления разнообразных СМИ, они сами начали ограничивать себя. Цензура стала многоликой.

Записано в ноябре 2020 г. Автор – Мария Шпоркина.

Фото – Вячеслав Егоров, Борис Тельнов (фотоархив Бориса Тельнова с его комментариями для проекта "Годы и люди"), фонды Ленинского мемориала (фотоархив), Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (фотоархив), www.koob.ru/yegorov_v_n, http://gani73.ru/news.php?id=1314