Ульяновская «Опора России» предлагает ввести в школах России обязательный предмет «Основы предпринимательской деятельности». По словам председателя регионального отделения Николая Солодовникова, он планирует представить эту инициативу на форуме «Сильные идеи для нового времени», который Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Росконгресс организуют 11-12 ноября в Сочи.

По информации организаторов, форум объединит лидеров и экспертов в сфере экономики, технологического и социального развития, НКО, образования, городской среды, представителей государства и неравнодушных граждан для совместного проектирования, сбора и широкого обсуждения таких идей и проектов. На форуме авторы 100 сильнейших идей представят их широкой общественности онлайн и участникам очных сессий, в число которых войдут представители крупного бизнеса, руководители российских регионов, лидеры государственных компаний, члены наблюдательного совета АСИ.

- Мы предлагаем ввести уроки предпринимательства во всех школах страны в рамках внеурочной деятельности, - говорит Николай Солодовников. - В программе нужна не только теория, которую могут давать прошедшие повышение квалификации школьные учителя, но и практика. Педагог объяснит теоретические знания, даст домашнее задание, а потом школьникам нужно обсудить практическую реализацию своей идеи с настоящим предпринимателем. Например, если прошли тему разработки бизнес-идей, то нужна встреча с представителем креативного бизнеса, если говорили о маркетинге – с теми, кто занимается продвижением профессионально. Школьный учитель не сможет объяснить абсолютно все самостоятельно, необходима возможность взаимодействия с профессионалами. Детям это будет интересно.

- Конечно, не все школьники в будущем станут бизнесменами, но каждый из них на уроках предпринимательства получит основы знаний о том, как строится и работает бизнес, - отметил председатель регионального отделения «Опоры России». - Это навыки оценки бизнес-идей, ведения переговоров, маркетинга, декларирования доходов и многое другое – большой объем информации, нужной в повседневной жизни. Даже в том случае, если выпускник не станет предпринимателем. Устраиваясь на работу, он уже сможет здраво оценить бизнес-модель предприятия и понять, возможен ли там карьерный рост, или компания хоронит себя заживо. К тому же, курс основ предпринимательства поможет повысить финансовую грамотность населения. Этим ведь никто до сих пор по большому счету не занимался. Именно поэтому в России процветают компании, предлагающие микрозаймы и услуги по оформлению банкротства.

В Ульяновской области уже есть опыт преподавания основ предпринимательской деятельности школьникам. Как пояснили в региональном министерстве просвещения и воспитания, этот учебный курс появился в школах с 2018 года. В прошлом учебном году «Основы предпринимательской деятельности» изучали почти 15 тысяч учеников 5-х, 6-х, 10-х и 11-х классов в 94% школ Ульяновской области. В 2022 году охватить предпринимательским образованием планируется 100% учащихся 5-11-х классов. По словам директоров участвующих в проекте школ, школьникам новый предмет нравится.

- У нас курс «Основы предпринимательской деятельности» уже два года действует в рамках внеурочной деятельности. Детям очень интересно, они увлекаются этим, - рассказала 73online.ru директор средней школы №46 имени И.С. Полбина Татьяна Брызгалова. - Учителя получают оплату за эти уроки, а повышение квалификации проходят в Институте развития. С детьми должны работать люди с педагогическим образованием, прошедшие специальную подготовку. Но включить «Основы предпринимательства» в основную программу не получится, там все часы уже расписаны.

Основы бизнеса – не первый образовательный курс, которым предлагали дополнить школьную программу. За последние 10 лет в российских школах появились такие предметы, как «Основы религиозных культур народов России и основы светской этики» и второй иностранный язык, русский родной язык и русская родная литература. Кроме того, увеличилось количество часов на изучение первого иностранного языка. В прошлом году в 11 пилотных регионах страны ввели «Культурный норматив». Проект предполагает организованные выезды школьников на спектакли, концерты, выставки и кинопоказы. В список рекомендованных ученикам для ознакомления произведений, составленный Минкультуры РФ, вошли музыка Глинки, Мусоргского и других классиков, песни ABBA, Queen, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Булата Окуджавы, Бориса Гребенщикова. Из фильмов – «Иваново детство» Тарковского, «Баллада о солдате» Чухрая, «Форрест Гамп» Земекиса, «Крестный отец» Копполы и многое другое. В основном изменения в школьной программе касались гуманитарных предметов. Из списка обязательных для изучения дисциплин ушло черчение.

До сих пор продолжается дискуссия о необходимости специальных уроков сексуального просвещения, на которых школьникам рассказывали бы о строении тела, передающихся половым путем заболеваниях и способах контрацепции. По данным последнего опубликованного РБК опроса, который проводил телемедицинский сервис «Доктор рядом», более 70% россиян поддержали эту идею.

- Наверное, школьная программа изменяется в соответствии с запросами общества. Взрослые стремятся научить детей тому, что сами считают важным для жизни в современном мире, - считает бизнес-тренер, мать двоих детей и один из авторов идеи школьного курса предпринимательства в Ульяновской области Ирина Сальникова. - Школьникам нужно изучать предпринимательство, - уверена бизнес-тренер. - Особенно сегодня, когда у детей так много возможностей для самореализации, в том числе в соцсетях. Изучение основ бизнеса – это ведь комплекс знаний не только о финансовых планах и расчетах, но и о презентации себя, продвижении собственных проектов, разработке своих уникальных идей. Курс предпринимательства – это в том числе обучение проактивному мышлению.

По словам Ирины Сальниковой, изучение основ бизнеса в школах изменит мировоззрение не только учеников, но и учителей.

- Моя дочь одно время увлекалась изготовлением лизунов. Пробовала разные рецепты, научилась делать очень красивые игрушки. В школе у нее появились покупатели среди сверстников: дочь продавала лизуны дешевле, чем в магазинах. Мы вместе просчитали себестоимость каждой игрушки. Как думаете, какую реакцию это вызвало в школе? В ответ я услышала: как плохо, что ребенок занимается коммерцией! Это какое-то отношение из советского прошлого, мол, коммерсант – рвач, делец. Преподавание предпринимательства в школах поможет сломать устаревшие стереотипы. На самом деле бизнес – это хорошо. Предприниматели находят проблемы и решают их, предлагая обществу новые услуги, товары, - считает бизнес-тренер.

- Когда в школах только начали преподавать обществознание, многие не понимали, зачем это нужно, - говорит Николай Солодовников. - Но в итоге спустя годы мы увидели волну общественных проектов, множество новых некоммерческих организаций. Это ведь последствия того, что в школе дети получили знания о гражданском обществе, роли общественных инициатив. Люди стали более активно проявлять гражданскую позицию, высказывать свое мнение. Не всегда и не все готовы его услышать, но это уже другой вопрос. Таким же катализатором может стать школьный курс основ предпринимательства. Нам нужны бизнесмены нового поколения, чтобы обеспечить экономическое развитие страны. Необходимы люди, которые не будут бояться перемен и смогут реализовать проекты лучше, чем у нас.

Директор Ульяновского отделения «МегаФона» Сергей Сорокин сказал 73online.ru, что компания начала работать над образовательными проектами для школьников три года назад:

- Для партнерства «МегаФон» выбирает лучших представителей дополнительного образования на российском рынке и создает коллаборации. Например, в качестве преподавателей приглашает экспертов школ «Алгоритмика», «Банда Умников», KidsDevelop, KinderMBA. В образовательной программе для школьников участвуют и эксперты «МегаФона». Кроме курсов по программированию они предлагают ученикам задачи, приближенные к реалиям бизнеса компании. Также «МегаФон» совместно с фондом «Хранители детства» развивает проект «Включайся и будь успешен!». Это программа корпоративного наставничества, направленная на повышение профессиональной мотивации детей-сирот, организацию стажировок и временной занятости, содействие осознанному выбору профессии и успешному трудоустройству. И совместно с фондом «Форотех» развивает мобильное приложение SkillCity, направленное на профориентацию детей и подростков. Школьники могут в игровой форме познакомиться с миром цифровых и технологических профессий, востребованных на рынке труда. Приложение позволяет подростку выбрать заинтересовавшую его специальность, изучить необходимые для нее навыки и, сдав мини-экзамен, «устроиться на работу» – то есть пройти на игровой уровень.

Год назад губернатор Сергей Морозов уже выступил на Российском форуме малого и среднего предпринимательства с предложением внести изменения во ФГОСЫ, чтобы начать преподавание основ бизнеса в школах. Пока эта идея поддержку не получила.

Екатерина Старцева