Event-рынок в Ульяновской области просел из-за пандемии более чем на 90%, признают участники отрасли. Организаторы корпоративов, конференций, промоакций, презентаций и других event-мероприятий с начала марта фактически остались без работы. Связанные с распространением коронавируса административные запреты коснулись в первую очередь массовых собраний. Небольшое оживление на рынке, которое началось в августе, смелó набирающей силу второй волной коронавируса. По оценкам участников рынка, половина компаний вынуждена будет закрыться, если власти не примут решительных мер.
Ограничения на проведение массовых мероприятий начали снимать с конца августа, но заказов в event-отрасли было немного, признают участники рынка. Во второй половине сентябре снова начался рост заболеваемости коронавирусной инфекцией, из-за чего заказчики стали отказываться от намеченных концертов и конференций.
- Все офлайн-мероприятия отменились, - сетует директор агентства событийного маркетинга «НОН-СТОП» Альбина Крюкова. - Мы перешли на гибридный формат (не более 50 человек в зале, остальные участники – онлайн – прим. ред.) или на организацию онлайн-мероприятий, но и таких заказов немного. К тому же, их стоимость меньше, чем у традиционных мероприятий. По сути, для нашей отрасли ограничения на работу так и не были сняты, ведь сейчас заказчики отказываются от собраний даже на 50 и 30 человек. Компании event-отрасли в Ульяновской области фактически остались без работы.
По оценкам участников рынка, в 2020 году оборот региональных event-компаний стремится к нулю. «Достаточно сравнить оборот сейчас и год назад. Этот показатель достигал нескольких миллионов долларов. С этих доходов предприниматели в том числе платили налоги в бюджет, то есть работали на развитие региональных социальных программ. Сегодня оборот event-компаний практически полностью утрачен», - говорит гендиректор концертной компании «Аквилон-шоу» Андрей Коноваленко. Cогласен с ним и руководитель агентства «Мята» Александр Каширский. По его словам, пандемия практически разрушила отрасль, особенно это коснулось компаний, которые, как и «Мята», работают в сегменте b2b. «С марта по июль у нас не было вообще никаких заказов. Оживление началось в августе, но сейчас из-за роста заболеваемости мероприятия переходят в онлайн. Если ничего не изменится в ближайшие несколько месяцев, я вынужден буду закрыть бизнес», - констатирует г-н Каширский.
Представители event-отрасли уверены, что уйти с рынка вынуждены будут более 50% ульяновских компаний. При этом те, кому удастся сохранить компанию, вряд ли смогут рассчитывать на рост количества заказов раньше апреля 2021 года. «На обороты отрасли уровня 2019 года мы выйдем не ранее, чем через три года», - уверена Альбина Крюкова.
Ситуацию усугубляет то, что многие региональные event-компании не получили господдержку во время вынужденной остановки работы. В перечень организаций пострадавших отраслей, который утвердили в правительстве РФ и на который ориентировались в правительстве Ульяновской области при предоставлении региональных субсидий, попали далеко не все участники рынка. Дело в том, что для получения госсодержки в качестве основного у компании должен быть выбран ОКВЭД «82.30: Деятельность по организации конференций и выставок». «Без субсидий остались 70% компаний отрасли, - говорит Альбина Крюкова. – Проблема в том, что господдержку распределяли в соответствии с ОКВЭДами предприятий. Многие предприниматели регистрировали бизнес в начале нулевых – тогда просто не было ОКВЭДа «конгрессно-выставочная деятельность».
У некоторых компаний был подходящий ОКВЭД, но не в качестве основного, - в этом случае предприятие тоже не попадало в перечень пострадавших. В результате по формальным признакам отсеялись многие компании, которые фактически работали в пострадавших от пандемии отраслях.
Альбина Крюкова добавила, что участники отрасли неоднократно обращались и в федеральное, и в региональное правительство, с просьбой о расширении списков ОКВЭДов. «К сожалению, мы ничего не добились. Причины, по которым нельзя поменять список ОКВЭДов, нам не объяснили», - отмечает она.
В Минэкономразвития России также заявили о необходимости усовершенствования механизма общероссийских классификаторов видов экономической деятельности. Зачастую ОКВЭДы в налоговой - одни, в статистике - другие, в фонде соцстрахования – третьи. «Поэтому нужно оживить этот механизм, но при этом не сделать его обременительным для бизнеса. Он должен быть учетным и статистическим, но при этом чтобы все понимали, что поддержка в ряде случаев может предоставляться в зависимости от ОКВЭД, это должно верифицироваться», - отметил министр Максим Решетников. О сроках подготовки изменений он не сообщил, добавив, что это «достаточно сложная задача».
Напомним, правительство России несколько раз изменяло перечень пострадавших отраслей, добавляя в него ранее не учтенные группы компаний, работа которых оказалась под угрозой из-за пандемии. Дополнения вносились в том числе и по итогам рассмотрения ходатайств региональных правительств. Ульяновская область с предложениями о расширении списка ОКВЭДов в правительство РФ не обращалась.
В министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области сообщили, что глава региона принял решение о продлении мер антикризисной поддержки бизнеса до конца первого квартала 2021 года. Сейчас готовятся изменения в региональную нормативно-правовую базу. Будет ли расширен список ОКВЭДов, не уточняется.
Между тем, все опрошенные 73online.ru участники отрасли считают, что господдержка — это единственная мера, которая может позволить ульяновским event-компаниям сохранить бизнес и сотрудников. «Регион должен помочь, ведь каждая компания – это люди, работники. Работающий бизнес – это поступления в бюджет области. Нам даже не нужны субсидии, помогите заработать эти деньги, обеспечив госзаказами на проведение социально значимых или любых других мероприятий», - считает Андрей Коноваленко. Кстати, его концертная компания - одна из немногих получателей господдержки, но это мало помогло, считает предприниматель. «Мы получили федеральные субсидии на выплату зарплат примерно по 12 000 рублей на человека за два месяца, и также компенсации на закупку средств индивидуальной защиты по 6000 рублей на сотрудника плюс 8000 рублей на директора, - отмечает Андрей Коноваленко. - Конечно, этого недостаточно, чтобы компенсировать расходы компании. Нам еще нужно оплачивать аренду, да и зарплату люди должны получать выше МРОТ. К тому же, есть кредиты на оборудование, которые брали для развития бизнеса».
«Компании отрасли могли бы выполнить заказы на производство социальной рекламы, организацию значимых для региона конференций и встреч с общественностью», - добавляет Альбина Крюкова. По ее словам, также надо менять подход к распределению господдержки. «Если трудно менять систему ОКВЭДов, можно просто посмотреть движение средств по счетам предприятия. Если дохода нет, то выделять господдержку. Эта информация есть и у налоговой службы, и у банков», - рассуждает предприниматель.
Как отмечает руководитель выездного ресторана Nikitina Catering, член совета Ассоциации кейтеринга и банкетных служб России и СНГ Марина Никитина, в условиях того, что event-компании оказались единственным сегментом среди всех пострадавших от пандемии отраслей, который так и не смог даже начать восстановление после всех ограничений, правительство области должно обратить особое внимание на отрасль. «На самом деле сейчас для отрасли есть два варианта. Предприятия могут изменить набор оказываемых услуг, в том числе за счет бюджетных заказов, или же придется закрыть бизнес, что чревато высвобождением большого количества персонала и отсутствием заказов для фриланса и самозанятых, которых активно вовлекали в оформление такого статуса», - считает г-жа Никитина.
Екатерина Старцева