Эксперты сравнивают шок в российской экономике после начала специальной военной операции с периодами локдаунов. Регион поддерживает общероссийскую тенденцию на сохранение жителями сбережений и снижение трат во всём, кроме общепита: подсчеты фиксируют буквальный рост аппетитов населения.

Регулярные отчеты официальной статистики о снижении или удержании цен энтузиазма у ульяновцев не вызывают: в регионе отмечается мощный рост сберегательной активности населения. За второй квартал 2022 года (последние данные Ульяновскстата, информация за третий квартал будет опубликована в декабре) сбережения увеличились на 92,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. В количественном выражении это 13,6 млрд руб. против 7 млрд.

— Обычно в благоприятной экономической ситуации люди больше тратят, в кризисные времена — сберегают, — поясняет руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. — В этом году (во II-III квартале) население резко увеличило сберегательную активность. Такая ситуация была характерна и для локдаунов 2020 года.

Ульяновская область тенденцию сбережения, скорее всего, поддержит и во второй половине года.

Факторы шока

Эксперт подчеркивает, что во время локдаунов ситуация в экономике была иная: потребительское поведение искусственно ограничивалось необходимостью оставаться дома, но после быстро восстановилось. Теперь такого ждать не приходится.

Ольга Беленькая— Это связано с устойчивыми факторами. Со стороны спроса это сокращение реальных располагаемых доходов населения и очень высокий уровень неопределенности относительно будущего. Со стороны предложения — резкое изменение его структуры. Многое из привычного ассортимента импортных товаров стало недоступно, а адекватной (по цене, качеству, сервису, узнаваемости) замены так и не появилось. К тому же, из-за сокращения предложения, импортируемой инфляции, удорожания логистики по новым маршрутам ввоза в Россию цены на многие товары существенно выросли по сравнению с началом года и воспринимаются многими потребителями как чрезмерно высокие и несоответствующие их возможностям, — комментирует Ольга Беленькая.

В целом по стране потребление в реальных ценах (очищенных от инфляции) резко упало весной этого года, что объясняется началом СВО, объясняет аналитик. Это вызвало шок в экономике — повышение ключевой ставки ЦБ, временную остановку работы части предприятий, временную дестабилизацию на финансовых рынках и другое. Летом кредиты стали доступнее, экономика начала адаптироваться к санкциям, и потребительская активность стала медленно восстанавливаться. Сентябрь принес новый шок в виде мобилизации — это риски потери кормильцев, миграционный отток и возросшая экономическая неопределенность, на фоне которой население вновь стало беречь деньги. Спад оборота розничной торговли вновь усилился.

Номинальная зарплата в регионе к августу 2022-го выросла на 10,7%, а реальная (определяющая покупательскую способность) — снизилась на 3,9%. Потребительские цены в среднем выросли на 15% по сравнению с прошлым годом. Такие данные приводятся в аналитическом обзоре экономического и социального положения региона Ульяновскстата.

По 17 тысяч на человека

Начиная с июля оборот региональной розничной торговли планомерно идет на спад, фиксирует госстатистика. За 9 месяцев 2022-го ульяновцы приобрели товаров на 184,7 млрд руб. — это на 4% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Интересно, что АНО «Центр развития предпринимательства» приводит совершенно иные данные: 63,6 млрд руб. составил оборот розничной торговли с января по август 2022 года, превысив прошлогодний показатель на 13,5%. В сентябре, по Ульяновскстату, оборот розницы составил 20,6 млрд руб. — на 6,1% меньше, чем в прошлом году.

На одного человека (душу населения) приходится 153 тыс. руб. оборота за весь анализируемый период — или 17 тыс. руб. ежемесячно, которые жители региона потратили в магазинах, на рынках и ярмарках.

На стационарные торговые сети приходится 98,1% розничного оборота, остальное — рынки. На ярмарках также стали покупать меньше: за январь–сентябрь ульяновцы потратили 3,5 млрд руб. (на 3,4% меньше прошлого года), в сентябре — 405,5 млн руб. (на 2,8% меньше 2021-го).

Количество продовольственных (включая напитки и табачные изделия) и непродовольственных товаров в структуре оборота примерно одинаково — около 50%, и слабо меняется в зависимости от месяца.

Много ели?

В кафе и ресторанах ульяновцы с начала года оставили 6,6 млрд руб. — всего на 0,2% больше, чем в 2021 году. Оборот общественного питания составил 888 млн руб. в сентябре (рост на 3,3%). АНО «Центр развития предпринимательства» по итогам августа приводил данные по крупным и средним предприятиям — 1,9 млрд руб. с начала года, темп роста — 98,9%.

Зато ИД «Ульяновская правда» выяснил, что наш регион еще в марте в 8 раз опережал средний для ПФО рост оборотов общепита, показав увеличение выручки на 34,4%. Ульяновцы стали ходить в кафе на треть чаще — такой вывод сделали журналисты, правда, не указывая источник данных.

Меньше почты, больше туризма

Платных услуг ульяновцам за 9 месяцев 2022-го оказано меньше на 0,8% (на 49,1 млрд руб.). За сентябрь на услуги потратили 5,1 млрд руб. — меньше прошлого сентября на 3,6%.

Сильнее всего по объему просели услуги почтовой связи и курьерские — на 14,4%, до 235 млн руб. Также в минусе жилищные, коммунальные, телекоммуникационные, медицинские, юридические, ветеринарные, услуги учреждений культуры, спорта и фитнеса, санаторно-курортных организаций и некоторые другие. Ульяновцы стали больше тратить на гостиницы и временное жилье, услуги турагентств (у сегмента наибольший рост – на 21,1%, 446 млн руб.), транспорт, образование и прочие платные услуги, в число которых входят подписки на онлайн-сервисы типа кинотеатров или облачных хранилищ.

— Текущий год показывает, что наиболее сильно страдает непродовольственная розница. Темп спада потребления непродовольственных товаров отражает как сокращение спроса населения на «необязательное» потребление, так и вымывание с внутреннего рынка соответствующего предложения товаров после ухода иностранных компаний. Объявленное завершение мобилизации может постепенно начать размораживать потребление, однако, скорее всего, этот процесс будет происходить медленно. В условиях высокой неопределенности люди будут сохранять осторожность, избегая крупных и необязательных покупок, – отмечает эксперт «Финам» Ольга Беленькая.

Татьяна Лисицына

Фото: ru.freepik.com