Этот вид «вооруженных сил» принято связывать с именем Петра I - его отец, царь Алексей Михайлович, сформировал из «малых робяток» Петров полк для забав царевича. А когда тот взошел на трон, «потешные» стали первыми гвардейскими частями и основой новой русской регулярной армии. Это общеизвестный факт. Между тем, история «потешных» полков имела продолжение.

8 января 1908 года Николай II записал в своем блокноте: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату». Так началась массовая организация отрядов, команд, батальонов, рот «потешных» солдат при народных училищах, училищах министерств путей сообщения, юстиции, морского ведомства... В них широко вовлекались дети из социальных низов. Мальчики 8-16 лет занимались военным строем, хоровым пением военных песен, военной гимнастикой, изучали ружейные приемы и другие специальные дисциплины под руководством отставных и действующих офицеров.

Министерство народного просвещения разработало проект положения об обучении школьников военному строю и гимнастике. А по военному ведомству в июне 1910 года был разослан приказ о максимально возможном содействии организации «потешных» отрядов.

Распоряжением правительства «потешным» разрешалось носить особую форму, для них изготавливались макеты оружия, амуниция и снаряжение соответствующего размера - бляхи для поясных ремней в уменьшенном виде и облегченного веса. По разным данным, в движении принимали участие более 100 тысяч детей и подростков.

В августе 1912 года газета «Симбирянин» писала: «Потешные» императора Николая II должны стать ядром той русской организации, которая должна сделать могущество России несокрушимым… «Потешный» должен помнить, прежде всего, что он русский, что как русский, он должен быть верен своему Государю, потому что Государь есть воплощение могущества и силы русского народа...

Враги России мечтают разрушить ее при помощи той армии духовных босяков, которую воспитывают они, отнимая у русской молодежи веру и любовь к родной стране. Этой армии должна быть противопоставлена другая – полная этой веры и любви».

При этом понятие «русский» не сводилось к этническому происхождению юных «бойцов». Вновь процитируем газету: «В Петербурге соберутся к смотру 8,5 тыс. «потешных»… Особенное внимание остановилось на роте, образованной казанским учебным округом. В эту роту вошли татары, мордва, черемисы и чуваши. Все это бедняки, которые, направляясь теперь в Петербург, впервые надели сапоги. Интересны «потешные» корейцы – русско-подданные из селения Яяеха». Как видим, под деревянное ружье охотно вставали подданные империи разных национальностей. Неизвестно, участвовали ли в этом смотре симбиряне, но в городе была, по крайней мере, одна «потешная» рота.

9 мая того же 1912 года симбирский отряд конно-полицейской стражи отмечал свой праздник, проходивший на плацу возле казарм Закатальского полка (бывшее училище связи). Здесь вместе со стражниками выстроилась и «потешная» рота местной чувашской школы с духовым оркестром училища, организованным на средства Н.Я. Шатрова.

«Так же прекрасно выказала себя и «пехотная» рота «потешных» чувашской школы, особенно хорошо исполнявшая сокольскую гимнастику, - писала та же газета. - В заключении, во главе оркестра школы, рота «потешных», школа стражников и отряд стражников продефилировали церемониальным маршем перед губернатором А.С. Ключаревым, который благодарил всех участников смотра…».

Однако несмотря на поддержку правительства и значительной части русского общества, идею «потешных войск» нещадно критиковала «либеральная общественность». По ее мнению, это вносило в учебные заведения дух солдафонства, причиняло ущерб преподаванию общеобразовательных дисциплин, дети страдали от муштры, а занятия для них становились делом второстепенным.

Тем не менее, институт «потешных» просуществовал до революции 1917 года. Сегодня эта традиция возрождается в виде всероссийского движения Юнармии.

Алексей Клименков