Гендиректор ООО «Базис» Андрей Осьмачка дал показания по уголовному делу об особо крупном мошенничестве, связанном с долевым строительством дома № 68 на улице Транспортной. Здание замерло на уровне трех этажей, компания признана банкротом, а Осьмачке вменяют ущерб в 20 миллионов. Он пеняет на изменившееся законодательство, которое взвинтило цены на недвижимость и уронило ее качество, а его подвело под статью.

Журналисты, полицейские — все одно

Заседание по делу «Базиса» ждали трое. Один из них — дольщик проблемного дома, поспешивший отказаться от комментариев. Как выяснится потом, нежелание публичности — это профессиональное, потерпевший — из уголовного розыска. Другие двое — сам Андрей Осьмачка и его адвокат Андрей Ильин. Застройщик категорически отказался говорить, заявив, что отношение к журналистам у него такое же, как к правоохранительным органам — видимо, не очень хорошее.

А они, правоохранительные органы, в свою очередь обвиняют Осьмачку в особо крупном мошенничестве. Заключительная версия полиции перед направлением дела в суд выглядела следующим образом. Гендиректор «Базиса» привлек дольщиков для строительства многоэтажного дома №68 на Транспортной улице. Заложил фундамент, поставил три этажа — но, по мнению следствия, исключительно «для создания видимости строительства». При этом разрешения на работы на момент сбора денег компания не имела, в договоры вносился пункт о страховании от неисполнения обязательств, хотя на самом деле страхования не проводилось. Ущерб составил более 20 млн рублей, пострадали 10 человек.

Строительство велось активно. Но недолго

Заседание началось с небольших выяснений.

— Моя фамилия не склоняется, — поправил Осьмачка судью Александра Дубова.

— Вроде [таковы] правила русского языка, — ответил тот.

— Ну там есть особенности... — настаивал застройщик.

Гособвинитель, помощник прокурора Железнодорожного района Олег Булгаков зачитал обвинение. «Путем обмана совершил хищение... разработал план преступных действий... придавая видимость гражданско-правовых отношений», — минута за минутой зачитывал Булгаков. Осьмачка сначала ручкой следовал за прокурором по своей копии обвинительного заключения, затем отложил ее и просто внимательно слушал выступающего, изредка делая пометки в бумагах.

Первым допрашивали «молчаливого» человека из холла — больше никто из дольщиков в этот день не пришел. Потерпевший оказался начальником отделения уголовного розыска регионального УМВД. С судом он был более откровенен, чем с журналистами. Далее — со слов мужчины.

У свидетеля жена и двое детей, жили они — и благодаря Осьмачке, живут до сих пор — в квартире тещи. В 2017 году хотели купить «трешку», дом на Транспортной выглядел подходящим вариантом. Осьмачка во время переговоров предложил им, если поторопятся, несколько квартир со скидкой — 40 тысяч рублей за квадрат вместо 45 тысяч. Семья выбрала подходящую и купила ее по праву переуступки. Внесли около 10% от стоимости, остальное — ипотека. Квартира стоила 3,1 млн рублей.

Проект дома №68 на улице Транспортной. Планировалось здание со встроенными гаражами, эксплуатируемой кровлей с возможностью надстройки, витражными окнами. Застройщик — ООО «Базис» — слабо известен на ульяновском рынке, говорили опрошенные эксперты отрасли.

— Мы хотели въехать осенью 2018 года. Очень тяжело быть жить вчетвером в одной комнате, а сейчас еще тяжелее, но Осьмачка убеждал, что дом будет достроен даже раньше, мол, через два месяца приходите обсуждать планировку. Мы наблюдали за строительством, оно велось активно, но недолго, примерно через месяц остановилось. Осьмачка говорил, что поводов для беспокойства нет, надо подождать, но после третьего звонка я все понял. <...> Никогда не озвучивалось, что денег нет, всегда были причины технического характера, — рассказал полицейский.

Впоследствии Осьмачка объяснял дольщиком, что дом достроить помешали изменения в законодательстве, действия правоохранителей, которые своими проверками тормозили строительство. Сейчас «Базис» признан банкротом, и потерпевший находится в числе кредиторов.

Судья поинтересовался у него, какого наказания он хотел бы для застройщика.

— У меня двое детей, для нас сумма в 3 миллиона — неподъемная. Прекрасно это понимая, он продолжал нас склонять [к покупке]. Хотелось бы [решение] по аналогии с другими застройщикам, суды по которым прошли в Ульяновской области, — заявил дольщик.

Два других крупных бизнесмена, которым вынесли приговоры по «долевым» делам — Дмитрий Лебедев из «Птицефабрики Тагайской» и Анатолий Шмелев из «Силена» — оказались в колонии.

Застройщики Дмитрий Лебедев (слева) и Анатолий Шмелев в ходе судебных разбирательств

По третьему кругу

«Без предыстории тут не обойдется», — заявил Осьмачка, когда слово предоставили ему. Говорил он спокойно, подробно, без запинок — казалось, что делает это не первый раз. И действительно, по словам Осьмачки, это уже третий его судебный процесс, связанный с домом на Транспортной.

Сначала уголовное дело по статье 200.3 УК РФ (привлечение денег дольщиков в нарушение закона) поступило в Железнодорожный райсуд, но оттуда его вернули в прокуратуру. По словам Осьмачки — из-за недостатков в обвинении. (Если ознакомиться с подробностями текста решения, то суд в частности посчитал, что в деле могли быть учтены не все потерпевшие.)

Затем материалы передали уже в мировой суд, фигурировала другая сумма ущерба — 4,5 млн рублей. «Доводы следствия не изменились, не определен механизм хищения денежных средств. Не учтены независящие от меня факторы в виде меняющихся законов, взаимоотношений со страховыми компаниями, которых в 2018 году почти не осталось», — заявил Осьмачка.

По словам застройщика, следствие предлагало закрыть дело за истечением срока давности, но он пошел на принцип и не стал заявлять ходатайство — ему было важно, чтобы его невиновность суд признал официально. Прокурор в итоге отказался от обвинения, процесс прекратили, и надзорное ведомство якобы официально принесло Осьмачке извинения.

По его словам, следствие не привело доводов, что он действовал для извлечения собственной выгоды. «Я даже зарплату не получал на протяжении этих пяти лет, все вкладывал в строительство», — сказал бизнесмен, заявив, что жил на средства с консультационных услуг. «Из экспертиз закрытого дела следует что стоимость выполненных работ и закупленных материалов превышает суммы, израсходованные из кассы „Базиса“, и сумму поступивших денег дольщиков», — сказал Осьмачка.

В третий заход дело расследовали уже по статье об особо крупном мошенничестве. Количество потерпевших выросло с шести до десяти. «Мы третий раз в суде: те же документы, тот же прокурор», — качали головой подсудимый и адвокат после заседания.

«Пострадал от законодательства»

Еще застройщик объяснил, почему не достроил дом. По его мнению, виновато постоянно меняющееся законодательство. Когда долевое строительство новостроек перевели на проектное финансирование, девелоперы больше не могли, как раньше, пользоваться деньгами дольщиков, а обязаны стали возводить дома на заемные средства или использовать собственные источники финансирования. «Это просто уничтожило застройщиков — получили в итоге и повышение стоимости, и ухудшение качества», — сетовал уже после заседания Осьмачка.

Состояние дома на 1 июня 2019 года. Дом так и остался на уровне трех этажей

Все время следствия застройщик, по его словам, занимался поиском инвесторов для достройки дома, банков, которые выдали бы кредит. Однако возбужденное уголовное дело переговоры срывало, хотя желающие вложиться были, уверяет Осьмачка: «Объект являлся привлекательным для инвестирования. Стоимость непроданных площадей составляла около 130 млн, в то время как на достройку надо было максимум 100 млн». По его утверждению, это подтверждает оценка госфонда «Дом.рф», который взял объект на достройку за бюджетные деньги.

Были и проблемы со страховой компанией, о чем заявлено и в обвинении. «В 2017 году у нас перестал работать личный кабинет, нас отключили от портала. Почти договорились с другой компанией, но у них Центробанк отобрал лицензию. Третья не принимала новых застройщиков, а потом тоже лишилась лицензии», — заявил Осьмачка.

Заседания продолжатся на этой неделе.

Андрей Семёнов