2 октября в Москве простятся с Виталием Ржевским — человеком, с чьим именем связывают расцвет лётной школы в Ульяновске, самым известным ректором нынешнего УИ ГА. 73online.ru выяснил, почему он редко отчислял курсантов, как однажды с риском посадил борт губернатора и зачем хотел сохранить Музей гражданской авиации.

«Я Ржевский. Я принимаю решение»

Ржевского не стало 29 сентября. Почти сорок лет жизни он отдал ульяновской высшей школе гражданских лётчиков. В 1969 году стал командиром-инструктором тогда в ШВЛП (Школа высшей лётной подготовки) и прошёл здесь путь до ректора.

Его преемник на посту руководителя Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА) Сергей Краснов вспоминает, что главное качество Ржевского — его умение сочетать в себе талант пилота, человеческие качества наставника и высокий уровень администраторской работы.

Часто так бывает, что человек — прекрасный менеджер, хозяйственник, но плохой лётчик. Или наоборот: пилот хороший, а администратор никудышный. Сочетаются эти качества редко, но в нём совместились. Уже став руководителем, он продолжал летать. Выполнял серьёзные рейсы с тогдашним губернатором Ульяновской области Юрием Горячевым. Был однажды зимой случай. Ту-154 с главой региона на борту, возвращался из Москвы. Губернатор очень спешил на серьёзное совещание в Ульяновске. Метель, холод, мороз. Рейс и так задерживается. Наш аэропорт не был готов к приёму борта с Горячевым. Диспетчер говорит: «Выбирайте запасной, уходите на Казань, Пензу, Самару». И все тогда запомнили его ответ: «Я командир Ржевский. Принимаю решение и сажусь». Была в нём такая уверенность и умение принять на себя ответственность, — рассказывает Краснов.

Вопросы и проблемы решал одним звонком

Краснов вспоминает, что уже передавший ему дела и должность ректора Ржевский не оставлял лётный вуз без внимания. Бывал в нём раз в квартал, а то и чаще. Любой спорный вопрос Краснов решал одним телефонным звонком бывшему руководителю.

Ржевский лично подготовил 110 командиров воздушных судов гражданской авиации, из них 20 — для иностранных авиакомпаний. В тяжёлые 90-е годы реформ ему удалось не только сохранить уникальное учебное заведение России, но и вывести его на качественно новый уровень. Он писал научные статьи и учебно-методические работы. При нём были открыты аспирантура и первая в Ульяновске и одна из немногих в стране военная кафедра. Приобретены новые тренажеры, соответствующие всем международным требованиям. Он создал в Ульяновске уникальный Музей гражданской авиации, к которому относился с особенной заботой. Утверждал: «Нас не будет, а музей — на века. Все должны видеть, какая мощная авиационная отрасль была в СССР».

Отчислял только в чрезвычайных случаях

Краснов рассказал, как Ржевский относился к студентам:

— Он начинал с переподготовки серьёзных мужиков, которых приходилось переучивать на флагман Ил-62, Ил-86. Они жили тут по три месяца. И он понимал этих людей, оторванных от любимых семей и работы. А для мальчишек-курсантов был, как отец. Решал все их проблемы и заботы. Если доходило до отчисления, то должно было случиться что-то из ряда вон выходящее. С плеча он никогда не рубил. И то в армию отправляли, а потом восстанавливали.

По словам Сергея Краснова, главная заслуга Ржевского для страны: благодаря его усилиям на базе ШВЛП был создан авиационный институт, где наряду с россиянами обучались курсанты из СНГ и Дальнего Зарубежья.

2 октября после кремации прах Ржевского будет захоронен рядом с женой на Митинском кладбище в Москве.

Владислав Стасов

Фото: УИ ГА