Получив вчера порцию критики от губернатора Сергея Морозова, руководитель агентства по туризму Юлия Скоромолова поспешила написать заявление об увольнении по собственному желанию. 73online.ru поговорил с представителями туристической отрасли и индустрии развлечений, которые не отрицают, что проблемы есть, но признают, что Скоромолова делает все от нее зависящее, чтобы развивать туризм в Ульяновской области.

Выступая вчера в ЗСО с отчетом о своей работе в 2018 году, губернатор Сергей Морозов посетовал, что в сфере туризма не достигнута половина показателей, запланированных ранее. Реакция главы региона была жесткой. "Нужно ли нам такое агентство по туризму?" - задался он вопросом, добавив, что в таком виде, как сейчас, - нет.

Критика губернатора прозвучала сразу после того, как в регионе завершился IV Международный туристский экспо-форум "Отдых на Волге". На нем, в частности, было заявлено, что отрасль туризма - одно из перспективных направлений социально-экономического развития Ульяновской области.

Александр Смекалин- Мы вплотную приблизилась к полумиллиону туристов в год. Для поддержки этой отрасли и развития инфраструктуры гостеприимства мы разработали целый комплекс мер. Это и присвоение статуса приоритетного туристического проекта, и предоставление налоговых льгот и преференций. Мы расширили полномочия регионального фонда микрокредитования, что позволяет поддерживать проекты в сфере туризма. Мы ежегодно предоставляем различные гранты и субсидии компаниям, работающим в индустрии гостеприимства. И сегодня можно говорить о том, что на каждый рубль выделенных из бюджета Ульяновской области средств мы привлекли 8 рублей частных инвестиций. Только за 2018 год было привлечено свыше 800 млн частных инвестиций в туризме. В настоящее время в реестре инвестиционных проектов в этой отрасли на разных стадиях реализации находится 37 проектов с общим объемом инвестиций 3,5 млрд рублей, - приводит слова председателя областного правительства Александра Смекалина пресс-служба "Белого дома".

На форуме в том числе был подписан меморандум с иранской стороной, участниками которого стали представители ульяновской туриндустрии - музей-заповедник "Родина В.И. Ленина", гостиницы "Волга", "Октябрьская" и "Ибис Ульяновск", ООО "Империал", ООО "Ресторанные традиции". Заместитель гендиректора туроператора TUI Россия Александр Сирченко подчеркнул, что агентство по туризму Ульяновской области принимает значительные меры, чтобы активизировать сотрудничество между турбизнесом местного и федерального уровня. Так, глава агентства Юлия Скоромолова заключила соглашения о сотрудничестве с представителем программы Visit Russia по Средиземноморью и TUI Россия.

Александр Сирченко- Приход в регион такого крупного туроператора, как мы, позволит развить тот потенциал, который на сегодняшний день здесь есть. На основании подписанного соглашения мы проведем анализ туристского потенциала региона, определим приоритетные туристические маршруты, проведем экспертную оценку, - отметил г-н Сирченко.

Ранее Юлия Скоромолова заявляла, что в 2019 году ее агентством ставится задача выйти на показатель 550 тысяч туристов. Это на 10% больше показателя 2018 года. Вместе с тем, Ростуризм ставит задачу роста всего на 3%. Рост оказываемых платных услуг должен быть на уровне 2,3 млрд рублей против почти 2 млрд годом ранее.

Впрочем, все эти достижения и успехи не уберегли Скоромолову от критики со стороны губернатора. После озвученных им претензий она написала заявление на увольнение по собственному желанию. Оно находится на рассмотрении и пока не подписано.

Вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов признается, что удивлен недовольством губернатора Морозова, поскольку на форуме "Отдых на Волге" он общался со Скоромоловой и говорит, что она как раз старается сделать максимум для того чтобы туризм в регионе развивался.

Вадим Прасов- То, с чем я сталкивался в последнее время, выглядело достаточно динамично и позитивно, - подчеркивает г-н Прасов. - Я бываю в разных регионах и могу сказать, что в Ульяновской области ситуация точно не хуже, чем у многих. Развитие туризма - это непросто, и Юлия Владимировна всегда старалась двигаться в этом направлении, увеличивать количество туристов. Надо понимать, что все, что мы хотим сделать, не зависит исключительно от нас. Это вопрос транспорта, логистики, поскольку современный туризм становится все более индивидуальным, менее групповым, и многие вопросы упираются в доступность прибытия в другой город. Если мы говорим о внутреннем туризме, то с ним ситуация проще, поскольку транспорт и логистика влияют на развитие этого аспекта. Въездной туризм зависит от прямого авиасообщения и логистики, которая строится через Москву или Казань. Для меня, например, тема с "красным маршрутом" - это очень непростой продукт. Потому что если мы посмотрим на Китай, у которого есть связи с коммунистической историей, это в большей степени касается пожилых китайцев, а не молодых. И очевидно, что не очень просто строить на этом поток туристов. По крайней мере, на форуме я увидел позитивные взаимоотношения с Ираном.

Вадим Прасов считает, что Ульяновская область неплохо использовала свою геолокацию во время чемпионата мира по футболу 2018 года:

- Я знаю, что Юлия Владимировна очень много сделала для того чтобы потоки болельщиков, которые ехали в Саранск, Казань, Самару или Нижний Новгород, заезжали в Ульяновск. Я сам во время ЧМ останавливался в Ульяновске, потому что так было удобнее, тогда как, например, в Саранске в это время не было номеров.

По мнению московского эксперта, сложно говорить о масштабных недочетах в работе агентства Юлии Скоромоловой, а то, что ее раскритиковал губернатор, так это часто бывает в других регионах, и зачастую такая критика не зависит от работы руководителя туристической отрасли.

Директор Ульяновского художественного музея Сергей Жданов уверен, что работа по туризму должна вестись системно, постоянно, и в этом направлении работа агентства Скоромоловой как раз-таки видна. Тем не менее в беседе с 73online.ru Жданов отметил, что бы ему хотелось улучшить в отрасли:

Сергей Жданов- От себя отмечу еще то, что целевая группа туристов делится по внутреннему, межрегиональному и международному направлениям. Наверное, стоило бы на каждое из них выделить отдельного человека. На форуме "Отдых на Волге" мне хотелось бы видеть завучей всех школ, например. Потому что уроки краеведения запустили, а на совете музеев не обсудили этот момент. Или почему "красный маршрут" в Ульяновске не работает так, как работает в Казани? Хотелось бы, чтобы деятельность агентства была более прозрачной, чтобы у нас было понимание, куда двигаться и как. Стоит добавить, что в Ульяновске очень приличного уровня и качества гостиницы: "Хилтон", "Ибис", "Волга". Последняя, кстати, очень нравится художникам, потому что находится в живописном историческом центре города, несмотря на отголоски советского прошлого. В целом, если говорить про отрасль, то тут важно все - вплоть до туалетов вдоль трасс. Я сегодня работаю в Прислонихе - ни одного туалета по пути! А ведь сюда едут семьями, школьные автобусы, экскурсионные... Наверное, это вопрос не агентства, и не Скоромолова в этом виновата, потому что это уже зона ответственности руководителей муниципалитетов, которые также должны в этом направлении работать.

Глава Ассоциации рестораторов Ульяновской области Марина Никитина была более сдержана в оценках деятельности агентства по туризму и заметила, что Юлия Скоромолова - красивая и умная женщина, но мыслят они с ней по-разному. Г-жа Никитина выступает за кураторство туризма со стороны минэкономики и развитие отрасли через бизнес-объединения:

Марина Никитина- Настоящая оценка деятельности возможна только тогда, когда четко понимаешь задачи. В масштабе Вселенной эти задачи вроде бы понятны. Для всех нас важно продвижение региона. Для этого необходимо либо создавать продукт или создавать легенду существующему, корректировать создание инфраструктуры и т.д. И потом, это же история про деньги региона, верно? Стратегию агентства я так и не поняла. Куча ненужной операционки. Считать досуг населения в чеках под видом туризма, вылеты и прилеты... Я сама в месяц три раза приземляюсь на самолете в аэропорту, и я не турист. Специалист минэкономики пусть сидит и считает, если эти данные нужны кому-то. А отрасль развивают бизнес-объединения, которые расскажут, что необходим ремонт улицы Федерации, нужны парковки вне знаков запрета для гостей и прочее. Нельзя иногда развивать отрасль или делать это там, где удобно. Я не видела поддержки в прошлом году, когда во время чемпионата в городе случайно оказались гости, которые прыгали через ямы. Не так давно губернатор обратил внимание на то, что нужна поддержка объединениям. Мы на земле, нам живые люди нужны, живые деньги. О великом. Я понимаю, что быстро турпродукты созданы не будут, но и музей СССР лет восемь обсуждается. В маркетинге региона, как и в бизнесе, выбирается то, что уже сейчас приносит деньги, на это и делается ставка. А далее - или зонтичные бренды, или разделение. Это про то, что уже сейчас должно зарабатывать. А параллельно может вестись работа по созданию чего-то великого. В настоящее время в регионе существует только MICE-туризм. Именно инвестиционные площадки и их гости генерируют трафик, ходят в рестораны, живут в отелях и посещают события. И им скучновато. Так давайте это и поддержим. В городе нет ни одного конгресс-холла...

Андрей СакинГенеральный управляющий отеля Hilton Garden Inn Ulyanovsk Андрей Сакин, напротив, считает, что Юлия Скоромолова - единственный человек, который "хоть как-то пытается слепить что-то в регионе с точки зрения туристической отрасли".

- Я в Ульяновской области с 2015 года и вижу сдвиги. Раньше ничего, кроме культа Ленина, не было вообще. Создаются определенные информационные поводы, проводятся мероприятия, приглашаются гости. Нельзя сейчас судить о работе агентства, которое совсем недавно было создано с нуля. Убежден, что ведомство не стоит ликвидировать, это приведет к деградации отрасли, - уверен г-н Сакин.

Сергей НовиковВладелец ресторанного холдинга MATRËSHKI GROUP Сергей Новиков убежден, что агентство по туризму Юлии Скоромоловой - очень полезная структура, одна из немногих, кто обеспечивает некий симбиоз общественников, бизнеса и власти:

- Оно координирует нас, рестораторов, информирует, учитывает все наши пожелания. Если произойдет ликвидация, то отрасли станет сложнее работать. Да, есть Ассоциация рестораторов области, но это все же немного другой вектор... Ассоциация - это от бизнеса к власти. А агентство Скоромоловой, наоборот, от власти к бизнесу. Все должно сосуществовать в тандеме.

Кирилл Биджанов, Дарья Косаринова, Артем Горбунов