На днях в регионе прошла выставка продукции облпотребсоюза. В 2022 году совокупная господдержка для малых форм хозяйствования будет увеличена в два раза до 138 млн рублей — ее планируют получить 35 предприятий. Кадры для отрасли готовит Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза России. Сегодня кооперативы обеспечивают занятость более 6 тысяч сельских граждан, что повышает уровень жизни в населенных пунктах. Речь идёт о создании рабочих мест, обеспечении самозанятости и борьбе с бедностью.

Потребительская кооперация в Ульяновской области сегодня — это 8 тысяч пайщиков, две тысячи работников, 40 предприятий, автолавки, которые обслуживают 70% сельского населения, розничные магазины, столовые, кафе.

— Потребкооперация — это ключевой инструмент комплексного развития сельских территорий. Она позволяет улучшить жизнь на селе, вовлечь людей в экономическую деятельность, дает людям возможность помочь себе, своим семьям, родному району и региону. Необходимо разработать единую программу развития — людям нужно создать нормальные условия для сотрудничества, — сказал губернатор Алексей Русских.

Закон о потребкооперации в Ульяновской области работает с 2016 года. Современные меры поддержки позволяют открывать торговые объекты: например, благодаря поставке техники и оборудования или закупке сельхозпродукции на льготных условиях. Также можно возместить часть арендной платы за помещения: первый год до 99% затрат, во второй — 50%, и только с третьего года хозяйства сами начинают оплачивать аренду. В 2022 году на эти цели из бюджета выделят 138 миллионов рублей по сравнению с 77 миллионами в 2021-м. Важно то, что эти показатели вдвое больше прошлогодних вложений.

— На сегодня в облпотребсоюзе 107 единиц техники. Сейчас перед нами стоит задача обновления автопарка, и в этом нам активно помогают региональные власти. Мы получаем субсидию размером 50% на покупку новой техники, это позволяет оставаться рентабельными. Речь идёт о создании рабочих мест и обеспечении самозанятости, — отметил председатель Ульяновского облпотребсоюза Константин Инешин. На базе региональной организации создан первый в России Центр молодежной кооперации и инноваций, призванный объединить интересы молодых кооператоров и бизнесменов, помочь им в реализации совместных проектов.

В год хозяйства Ульяновской области производят продукцию на сумму в 16 миллиардов рублей. В натуральном выражении — это 130 тысяч тонн картофеля, 71 тысяча тонн овощей, 26 тысяч тонн плодов и ягод, 29 тысяч тонн мяса, 96 тысяч тонн молока, 115 миллионов штук яиц, 66 тонн шерсти.

— Основная часть из этого объёма потребляется внутри семей владельцев ЛПХ, но немалая часть направляется и на продажу: это более четверти картофеля, порядка 8% овощей, мяса и яиц, почти 40% молока. Крайне важно развивать новые форматы торговли, нацеленные на дистанционную работу с покупателями. Отдельно прорабатывается вопрос поддержки и развития перспективных для рынка отраслей, например, заготовительной. Рынок дикорастущей продукции сейчас также на подъеме — ягоды, чаи и травы. Наша задача, чтобы все эти вещи реализовывались не "с машины", а через заготовительные конторы, где продукцию обработают, приведут в товарный вид и реализуют через торговые сети, — считает и.о. министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Михаил Семёнкин.

При поддержке областного правительства открыт кооперативный рынок нового формата, созданы заготовительные пункты в четырёх районах области. В планах строительство регионального заготовительного центра в р.п. Ишеевка, который будет комплексно заниматься заготовкой (заморозка и сушка), хранением и первичной переработкой закупленной у населения сельхозпродукции.

О том, что в Ульяновской области будут развивать кооперативы и небольшие формы хозяйствования, Алексей Русских говорил полгода назад на прямой линии с жителями: "Чтобы не было скачкообразного роста цен, должны появиться тысячи таких предприятий!". Правительство перед собой поставило амбициозную цель — минимизировать линейку производства "от поля до прилавка", максимально исключить перекупы и сделать все, чтобы местные производители могли осуществлять поставку напрямую в торговые объекты.

Дарья Косаринова