Депутат гордумы Ульяновска, полковник Сергей Моргачев стал единственным самовыдвиженцем на выборах в Заксобрание, собравшим подписи через «Госуслуги». По сути, на Моргачеве «обкатали» ноу-хау избирательной системы, которая с каждым разом все сильнее «закручивает гайки» и ужесточает контроль. В областной комиссии говорят о том, что за последние годы это первый случай, когда самовыдвиженец на выборах в региональный парламент благополучно прошел проверку ­подписных листов. Эксперты констатируют тотальную потерю интереса потенциальных политиков к такой форме выдвижения.

Во вторник окружная избирательная комиссия известила избирком Ульяновской области о том, что кандидат-самовыдвиженец в депутаты регионального Заксобрания по Засвияжскому избирательному округу №17, депутат городской думы Сергей Моргачев прошел проверку подписей и представленных документов. Сегодня он будет официально зарегистрирован.

У предвыборной кампании этого года есть важная особенность. От всех предыдущих она отличается тем, что в регионе впервые использовался специализированный программно-технический комплекс для проверки подписных листов (СПТК-ПЛ), который обеспечивал сравнение почерков и подписей, а также информацию о личных данных подписавшегося гражданина, делая вывод об их достоверности. Уточняется, что после проведения сканирования документа и проверки на соответствии, система «цепляет» технические ошибки и другие огрехи человеческого фактора, например, опечатки.

Кроме того, в апреле внесены изменения в областной закон о выборах в Заксобрание, согласно которым теперь можно было вести сбор подписей через портал «Госуслуги» — количество подписей избирателей через сервис не может превышать 50% от необходимого числа. Прежде такого никогда не было.

Всего Сергею Моргачеву для регистрации необходимо было собрать 1734 подписи, из которых 765 — через «Госуслуги». В избирком он сдал 1905 подписных листов с допустимым запасом 10% в случае брака. По словам самовыдвиженца, сбор подписей через «Госуслуги» позволил выявить недоработки программы и баз данных, с которыми взаимодействует система, из-за чего пришлось аннулировать 54 подписи или 3%.

— Были шероховатости. Например, через «Госуслуги» за меня голосовали люди из другого избирательного округа, и их подписи сервис одобрил. И наоборот: избирателям моего округа система блокировала возможность отдать свой голос. Другой пример — Баратаевка давно является частью города Ульяновска, а в «Госуслугах» она до сих пор значится как село, и произошло дублирование улиц. Или в адресах многоквартирных домов нет возможности указать номер квартиры. Все это стало препятствием для сбора подписей, — пояснил 73online.ru Моргачев.

По словам самовыдвиженца, публичному и активному политику подписные листы в нынешнем варианте собрать достаточно просто — препон в виде административного ресурса нет: «За годы у населения сложилось доверительное отношение к «Госуслугам», где хранятся их персональные данные и есть уверенность в том, что они никуда не утекут. Напротив, если ходить ногами к избирателю, то люди боятся давать свои паспорта из-за возросшего количества случаев мошенничества. Но тут мне помог высокий уровень узнаваемости на округе и прямой контакт со старшими по домам, с которыми сложились хорошие отношения».

Выяснилось, что Сергей Моргачев — единственный самовыдвиженец на выборах в ЗСО по Ульяновской области, которые пройдут с 8 по 10 сентября. Это первый случай благополучного прохождения самовыдвиженцем проверки подписных листов за последние три кампании: в 2008 году — 17 человек, в 2013-м — шесть человек и ни один не зарегистрирован из-за недостоверных подписей, в 2018-м — двое, но они так же не прошли проверку на подлинность листов. Всего в 2023 году по всей России выдвинулось только 76 самовыдвиженцев, из них 11 — в ПФО, об этом сообщается в официальных данных избиркома.

Снижение числа самовыдвиженцев на выборах говорит о потере интереса к такому варианту входа в политическую жизнь региона, замечает президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин. Эксперт считает требования к подписным листам избыточными, а сама по себе форма самовыдвижения необходима для повышения конкуренции и сохранения интереса к выборам: «Социологические исследования показывают, что лишь чуть более половины избирателей подтверждают: существующие политические партии отражают их политические взгляды, а для остальных таких партий не существует».

Дарья Косаринова