Пора поговорить начистоту, а то живем в какой-то странной полуправде. Хотя в Ульяновске нет никаких особых секретов — все друг про друга всё знают. Тем не менее решила сверить общеизвестные факты и свои наблюдения с мнением внешних экспертов. Мой собеседник сегодня — политолог, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

Сегодня нашу "элиту" потряхивает от неопределенности. Останется ли у руля региона Сергей Морозов или нам пришлют "варяга"? По углам, которые почему-то называют кулуарами, давно шушукаются, называя разные фамилии. Предвзятости к обсуждаемым господам не испытываю. Понятно, что Морозов мне роднее. Но хочется разобраться в ситуации объективно.

Поэтому мой первый вопрос Михаилу Виноградову был таким: "С точки зрения выборов в ГД РФ, "Единой России" в Ульяновске лучше идти с губернатором Сергеем Морозовым и его опытом, но и усталостью от него, или следует ставить нового человека и главой списка "ЕР", и губернатором?".

Не думаю, что такие решения будут приниматься на уровне "Единой России" она обычно поддерживает решения, принимаемые исполнительной властью, — отвечает эксперт. У каждого из сценариев есть свои преимущества. Новая фигура нередко дает эффект перезагрузки, обновления элит. Это особенно актуально в регионах с высоким антирейтингом действующей власти. С другой стороны, далеко не всегда новая фигура оказывается симметрична сложившимся в регионе традициям, запросам населения. Бывают и случаи, когда для новоназначенного чиновника это, скорее, способ пересидеть недолго в ожидании дальнейшего карьерного продвижения. В целом необходимость замены не является для Ульяновской области экстренной. У Сергея Морозова были разные периоды в карьере, в том числе и весьма проблемные но сейчас ситуацию во многом удалось сделать более ровной, ответил эксперт.

Когда Виноградов говорил о проблемных периодах в карьере Сергея Морозова, я вспомнила о том, кто и как создавал эти "проблемные периоды". Несколько лет стараниями этих людей лихорадило нашу внутреннюю политику: губернатору откровенно мешали работать, завидуя, что когда-то отстающий Ульяновск при нем обошел по всем показателям вельможный Саратов. Я спросила о заказчиках этой нестабильности: "Морозов длительное время находился под давлением Вячеслава Володина. Как вы считаете, чем руководствовался Володин в Администрации Президента (в то время он отвечал за внутреннюю политику - прим. ред.), когда назначал Владимира Шаманова лидером списка "ЕР" на выборах в Госдуму пять лет назад? Каков в этом был смысл?".

Отношения Сергея Морозова и Вячеслава Володина никогда не были простыми, а интересанты игры на ослабление Морозова всегда присутствовали. Кто-то даже может предположить, что не оставивший мощного следа в ульяновской политике Шаманов был символом ослабления списка "ЕР" особенно в условиях, когда федеральный центр уступал часть мандатов КПРФ и другим оппозиционным партиями. Кто-то из экспертов высказывал мысль, что Администрация Президента могла целенаправленно играть на ослабление Морозова через попытку укрепить позиции Шаманова (который, скорее, снижал результаты "ЕР" по области), Алексея Куринного (получившего возможность принять участие в губернаторских выборах), Марины Беспаловой, считает Михаил Виноградов.

По мнению собеседника, эта история забыта и не имеет особого отношения к текущей повестке. Наверное, так, но в политической жизни региона плоды этого внешнего влияния остаются. Мы же знаем, например, что сайт, ставший главной информационной площадкой коммунистов, был создан при поддержке людей, близких к Марине Беспаловой. Первой публикацией ресурса стала фейковая новость об обучении дочери губернатора в Швейцарии. С тех пор этот сайт стал не только главным антиморозовским, но и последовательно антипутинским, антиединоросовским ресурсом Ульяновской области с ярко выраженной антигосударственной повесткой. Могла ли Беспалова прикрыть это начинание? Наверняка. А учитывая, что она руководит местной общественной приемной лидера партии власти Дмитрия Медведева должна была это сделать. Но почему-то не сделала. Выходит, ей выгодно, чтобы у коммунистов и несистемной оппозиции сохранялся такой информационный ресурс? Выгоден был единороссу Вячеславу Володину в качестве торпеды и коммунист Алексей Куринный. В Ульяновске то, что Алексей Владимирович работает на Володина, было секретом Полишинеля.

Депутат ГД, руководитель региональной общественной приемной "ЕР" Марина Беспалова.

Поэтому мой следующий вопрос эксперту об Алексее Куринном: "Вы делаете рейтинг политической устойчивости. На ваш взгляд, в динамике какую устойчивость демонстрировал Сергей Морозов? Фактор депутата Куринного (КПРФ) — это признак слабости? Не только в нынешнем созыве гордумы Ульяновска, но и даже в прошлом созыве — ни одного коммуниста (в 2016 году, когда Куринный был предельно силён, был всего один депутат, но затем вышел из партии — прим. ред.). Это стабильность? Результат 2020 года слишком переоценён?"

— Фактор Куринного это, безусловно, вызов. А успех кампании Куринного в 2016 году был свидетельством кризисной ситуации, с которыми столкнулись областные власти и "ЕР". Другое дело, что дальнейшего развития этого успеха не произошло, очевидный политический талант Куринного не трансформировался в историю успеха. Понятно, что многое будет зависеть от федеральных рейтингов, масштаба негативистских настроений на общероссийском уровне. Иногда возникают вопросы и о мотивации самого Куринного идти в губернаторы особенно с учетом того, что прошлые такие походы представителей КПРФ оказывались неудачными (Потомский в Орле, Левченко в Иркутске) или приносили разноречивые результаты (Клычков в Орле), — говорит Виноградов.

Действительно, коммунисты в Ульяновске просели. Поэтому замена Морозова на сенатора-коммуниста Алексея Русских стали буквально самой заветной их надеждой. Нашим борцам с капитализмом срочно потребовались возможности крупного бизнесмена Русских накануне выборов в Государственную думу. Перспектива проиграть одномандатные округа стала абсолютно реальной, поэтому они были готовы подчиниться "красному господину". Но направить на пост губернатора коммуниста помешали сами коммунисты, бездарно проиграв выборы в городскую думу Ульяновска и довыборы в гордуму Димитровграда. "Единая Россия" разгромила команду Куринного в матче-реванше. На фоне победы "ЕР" над КПРФ "всухую" губернатор-коммунист появиться явно не может. Поэтому после обсуждения Алексея Русских в Димитровграде заговорили об Александре Тузове (директор НИИАРа — прим. ред.), примеряя его к разным регионам.

Я спросила Михаила Виноградова: "Насколько такие кандидатуры соответствуют задачам, которые стоят перед регионом, перед Администрацией Президента? Как отличаются подходы АП от задач, которые считаются актуальными внутри региона?"

— Бывают разные примеры назначений. Иногда — реализация некой стратегии развития региона или запуск крупных проектов. Иногда — укрепление тех или иных федеральных кланов. Иногда — размен (когда чиновника готовили управлять одним регионом, а направляют в другой). Пока нет четкого понимания, что окажется приоритетным в случае Ульяновской области, — рассуждает эксперт.

Депутат ГД Алексей Куринный (КПРФ).

Ясно, что оценивать приходится комплекс факторов. При этом понятно, как минимум, одно. Замена Сергея Морозова на любого другого человека накануне выборов в Госдуму будет приватизирована коммунистами и несистемной оппозицией. Вся их риторика построена только на критике действующего губернатора. Другого содержания у Алексея Куринного никогда не было. Коммунисты сделают все возможное, чтобы "продать" уход Сергея Морозова с поста как свою победу. Это еще одна их заветная мечта, реализация которой дает им шанс как на победу в одномандатных округах, так и на оживление угасающего рейтинга КПРФ.

Учитывая давнее персональное противостояние Куринного и Морозова, есть ощущение, что никакой эффект новизны не переломит в пользу "Единой России" резонанса от праздника оппозиции в случае такой "победы" над губернатором. А подобный резонанс имеет практическую сторону. Он позволил бы Айрату Гибатдинову вернуть доверие "авторитетных предпринимателей", которые разуверились в КПРФ после того, как коммунисты не смогли получить ни одного мандата в гордуме Ульяновска. Ведь перед выборами в парламент компартия выдвигала даже близких родственников таких "авторитетов". Если Морозов уйдет, Гибатдинов сможет вернуться к ним за поддержкой и консолидировать традиционные для ульяновского обкома КПРФ ресурсы. В отличие от "Единой России", в случае ухода Сергея Морозова прямо перед выборами теряющей единственного лидера, который в состоянии консолидировать элиту.

Как верно заметил Михаил Виноградов, есть ощущение, что Морозов был губернатором всегда. В каком-то смысле это и его "недостаток". Избирателями стали люди, которые выросли при нем и не помнят голодных и холодных времен эпохи Юрия Горячева, не помнят, как "ураганила" свита губернатора Владимира Шаманова, не помнят Ульяновск тоскливым и беспросветным. Плохое забывается, а к хорошему привыкаешь. Для того чтобы люди вынырнули из этой устойчивой картины мира и перестроились на нового человека, нужно время. А до выборов в ГД остается всего полгода.

Вот и получается, если говорить начистоту, что уход Морозова в Ульяновске нужен только Марине Беспаловой да Алексею Куринному. Это наши доморощенные ястребы, для которых политические войны, конфликты и потрясения — естественная среда обитания. Окажись они волей случая у руля региона или в окружении первого лица, начнется война почище ядерной. Только вот в том, что региону сегодня нужны конфликты, сомневаются и местные, и столичные эксперты. Особенно накануне выборов в Государственную думу.

Ваша Даша