Автовладельцы, не последовавшие народной поговорке готовить сани летом (а летнюю резину, соответственно, зимой), сегодня кусают локти. Стоимость шин за последние недели подскочила на 40-45%. Автомагазины сегодня работают в режиме «боевой готовности» — каждый день обновляют цены, и только в плюс. 73online разбирался, насколько дорогим стало удовольствие обновить комплект резины к лету.
«Дорогой Китай»
— Еще недавно я мог купить шины по 1800-2100 рублей за штуку, а теперь они стоят 3300-4100. То есть комплект — 16 тысяч! Золотая резина, — сокрушается владелец «Гранты» Александр.
Мониторить автомагазины он начал с начала марта. Поначалу не верил, что цены могут взлететь так сильно. Теперь жалеет, что не купил резину осенью, когда ее стоимость была привычной и приемлемой.
На сайтах многих ульяновских магазинов теперь есть приписка, что «цены действительны на сегодняшний день, идет переоценка товаров». А потому перед заказом покупателям рекомендовано звонить продавцам, чтобы получить актуальную информацию.
— Самая дешевая резина сегодня — около 4 тысяч рублей. Ее стоимость за последнее время выросла примерно на 40%. И точно еще вырастет, в апреле будут новые ценники, — рассказали в магазине Акко73.
Наиболее бюджетные варианты сегодня — отечественного производства: Tunga Zodiak (Омский завод «Кордиант-Восток»), Viatti (производятся на мощностях шинного комплекса ПАО «Татнефть»). Дорогие — все иностранные варианты: английские Dunlop, итальянские Pirelli. «А еще теперь Китай дорогой», — говорят продавцы.
Мы изучили стоимость самой ходовой летней резины, имеющейся в наличии в магазине Акко73 (данные с официального сайта).
Размер 185/60 R15
Минимум — Viatti Strada Asimmetrico V-130 84H — 3950 рублей (модель 2013 года). Комплект — 15 800 рублей.
Максимум — Pirelli Cinturato P1 Verde 84H — 5800 (рублей модель 2011 года). Комплект — 23 200 рублей.
Размер 205/55 R16
Минимум — Tunga Zodiak 2 PS-7 94T — 4200 рублей (модель 2017 года). Комплект — 16 800 рублей.
Максимум — Dunlop SP Sport LM705W 91V — 7900 рублей. Комплект — 31 600 рублей.
Размер 215/60 R17
Минимум — Viatti Bosco H/T V-238 96H — 7400 рублей. Комплект — 29 600 рублей.
Максимум — Nokian Nordman S2 SUV 96H — 12 350 рублей. Комплект — 49 400 рублей.
Размер 225/60 R18
Минимум — Pirelli Formula Energy 100H — 10 900 рублей. Комплект — 43 600 рублей.
Максимум — Pirelli Powergy 104V XL — 12150 рублей. Комплект — 48 600 рублей.
В интернет-магазине «Колеса даром» обнаружились шины по беспрецедентной цене — чуть больше 2000 рублей (самая бюджетная — Tigar Sigura 155/65 R14 75T, за 2080 рублей). Однако, как выяснилось, это распродажа неходовых остатков: в наличии на складе — по одной штуке. Те, что в комплекте, стоят дороже: Tunga Zodiak 2 175/70 R13 86T — 3530 рублей за штуку. За хиты продаж придется отдать еще больше: Cordiant Road Runner (тоже отечественного производства) размером 185/65 R15 стоит 4480 рублей, Viatti Strada (V-130)185/65 R15 — 4570 рублей.
— Цены меняются каждый день, все дорожает, — пояснила продавец магазина.
В интернет-магазине «Колесо73» из каталога стоимость вообще убрана. «Позвоните, чтобы узнать цену», — рекомендовано на сайте. Звонили, но, увы, трубку никто не взял.
В магазине Kolobox.ru в разделе «Распродажа дня» висит суровый баннер: «Распродажи нет». Бюджетная Tunga Zodiak 2 PS-7 175/70 R13 стоит 3987 рублей, Viatti Strada Asimmetrico V-130 того же размера — 4719 рублей.
На сайте «Мосавтошина» лучшие предложения для Ульяновска начинаются от 4880 рублей.
Примерно те же цены на новую резину на «Авито». В большинстве это объявления от магазинов. Частники начали продавать практически полностью изношенную резину.
Например, за редкую 295/35/21 Michelin Latitude с минимальным остатком протектора просят 1000 рублей.
Летняя Dunlop 235/55R17 99V идет по 2000 за штуку.
А комплект шин Tigar с припиской «на сезон еще хватит» отдают за 5500 рублей. Тоже вариант, если нет 15 тысяч за новую резину.
Дисконта не будет
Что происходило со стоимостью шин в последнее время? Дорожать они начали еще в прошлом году из-за роста курса валют, цен на сырье и комплектующие. За 2021-й цены подскочили примерно на 30%. По данным аналитиков портала объявлений Auto.ru, резкий рост стоимости резины ожидаемо был зафиксирован накануне теплого сезона: в апреле прошлого года прайс повысился на 6% относительно марта, и подорожание продолжалось до середины лета, хотя в июне цены временно снизились на 1%. Однако уже в сентябре подпрыгнули на рекордные за год 6,2% (относительно августа).
Сегодня — совершенно иная ситуация и новые правила игры. Аналитики уверены: ждать, что окончание сезона снизит цены на зимнюю резину, точно не стоит. Постоянный рост цен перебивает выгоду от распродаж, которую раньше получали продавцы. Поэтому дисконта в ближайшее время не будет.
Ключевые события, повлиявшие на стоимость автомобильной резины — рост курса валют и закрытие сразу нескольких крупных шинных компаний. В конце февраля финский шинный концерн Nokian объявил о сокращении производства в России — компания решила перенести часть производства с предприятия под Санкт-Петербургом в США и родную Финляндию.
9 марта немецкий Continental временно прекратил локальный выпуск продукции на предприятии в Калужской области.
14 марта компания Michelin приостановила работу своего шинного завода в Давыдово (Московская область) и экспорт продукции в Россию.
17 марта итальянский производитель Pirelli решил временно остановить заводы в России (они располагаются в Воронеже и Кирове). С 18 марта приостановлено производство на заводе Bridgestone в Ульяновске. В декабре прошлого года здесь выпустили пятимиллионную шину. Предприятие выпускало шины с типоразмерами в диапазоне от 13 до 19 дюймов – для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников, адаптированные для российского рынка с учетом местных суровых зим.
23 марта приостановил работу завод по выпуску автошин Yokohama в Липецкой области.
Все это ожидаемо привело к увеличению стоимости резины. Что будет дальше, не знает никто, а потому цены продолжают расти. Спрос на шины будет всегда, а вот будет ли достаточно на рынке предложений — большой вопрос.
Выбор сократится
Что говорят о трендах шинного авторынка аналитики? Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков прогнозирует, что полки автомагазинов совсем не опустеют, но выбор сократится. «И если покупатели относительно недорогих шин небольших размеров (от 13 до 16 дюймов) могут переключить свое внимание на еще более дешевые аналоги российского производства, то владельцам более крупных и дорогих машин придется столкнуться с дефицитом. И это необязательно премиальные автомобили — это и весьма популярные кроссоверы с колесами диаметром 18–19 дюймов. В этом типоразмере альтернативных вариантов не так много», — говорит эксперт.
Отечественное производство шин частично зависит от импорта — синтетический каучук в России производят, но натуральный — нет. Также из-за рубежа поставляются детали шинного корда, а также химические добавки, от которых зависит качество резины. Китайские аналоги пока, увы, не всегда держат высокое качество, плюс зачастую сложно найти подходящие по размеру шины производства КНР.
В автомагазинах пока не говорят о грядущем дефиците, но настоятельно советуют брать сегодня: «дальше точно будет дороже, а потом не знаем, будет ли вообще».
Виктория Чернышева