
18 июля в Государственной Думе прошло пленарное заседание, на котором был рассмотрен доклад министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко. Депутат Госдумы РФ Алексей Куринный выступил с ответным докладом, дав оценку результатам государственной политики в сфере здравоохранения.
73online.ru публикует выступление политика дословно:
«Здоровье нации — это признак современного государства и в докладе особое внимание уделено количественным показателям. Такой бухгалтерский подход. 12 из 13 выполнено, 293 цели из 338 достигнуты, но такой подход всё-таки, на наш взгляд, не совсем правильный, потому что:
- Показатели корректировались, причём регулярно. В 2022 году 3 показателя по сердечно сосудистым заболеваниям откорректированы, 2 показателя по онкологическим, причём базовые основные показатели, подгонялись цифры, где было высоко там снизили, где было низко там подняли и соответственно, их выполнили. Благодаря Правительству появилось понятие амнистия результатов.
- Нужно сравнивать соответствующие показатели с показателями стран, имеющих аналогичную экономическую ситуацию м экономическое развитие. Если начинаем сравнивать, то видим, то ситуация не хорошая.
- По продолжительности жизни на 5-6 лет Россия отстает. Показатель в 78 лет мы должны достигнуть к 2030 году, хотя изначально он планировался на 2024 год.
- Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза выше, чем в таких же странах. Смертность от онкологических заболеваний на 15-20% выше.
- Смертность в трудоспособном возрасте в 2,5 раза выше, чем в новых странах Европы. Данный показатель, к сожалению, не вошел в число оцениваемых.
Демографическая катастрофа. Виновата ли в этом только система здравоохранения? Безусловно нет, но свою существенную роль в плане качества и доступности медицинской помощи она вносит, поэтому, когда мне задавался вопрос “А что нужно от депутатов?”, а нужно самое главное и основное – это финансирование. В тех странах, о которых мы говорили, финансируется 5-9% ВВП в здравоохранение. В 2022 году в РФ 3,8%. Подумайте об этих цифрах. Соответственно, где же взять эти деньги, естественно, не от регионов? Большинство регионов не могут выполнить свои обязательства, в виде платы за нетрудоспособных граждан. От недостатка финансирования возникают и все остальные вопросы к здравоохранению: кредиторская задолженность, кадровая проблема, недостаток средств на льготное-лекарственное обеспечение, рост собственных затрат граждан на медицинскую помощь. По итогам последних 3-х лет показатель личных затрат граждан вырос на 30% и прибавим платные медицинские услуги и лекарства на платных условиях, то выходит, что граждане тратят на медицинскую помощь 2,5 трлн. рублей — это 50% от того, что тратит государство.
Самая острая проблема — это проблема кадровая. От нее будет зависеть и все остальное и все прочие наши вложения в модернизацию оборудования будут бесполезными, если не будет решена кадровая проблема. К сожалению, похвастаться особенно нечем. Не выполнены показатели по укомплектованности ФАП, амбулаторного звена, первичного звена. Если говорить о врачах специалистах на 10000 населения 15,3 показатель 2022 года, в 2021 было 15,8. Падает обеспеченность, падает количество, несмотря на отчёты, в каких-то там определенных пределах. Соответственно, купили мы 5000 автомобилей скорой помощи по водителям. Проблема точно так же усугубляется. Поэтому либо мы решаем кардинально вопрос с увеличением заработных плат выравниванием этих заработных плат между регионами, либо нам придётся переходить к советской системе распределения кадров, которая не всегда, скажем так, на сегодня воспринимается хорошо.
Второй вопрос — это вопрос лекарственного обеспечения. На сегодня, по данным Счётной палаты, 50% недофинансирования с федерального бюджета льготного лекарственного обеспечения. Эту дыру вынуждены закрывать регионы, не выполняя своих полномочий. Если мы возьмем 13 миллионов льготников региональных, только 25% из них пользуются своей положенной льготой, причем дети до трёх лет — 7% России пользуются своей льготой на правой бесплатного лекарственного обеспечения. Дети до 6 лет в многодетных семьях только 9%, вдумайтесь не потому, что не хотят воспользоваться, потому что только такой возможности нет. Разница между регионами колоссальная и по заработной плате по лекарствам обеспечению. Мы об этом тоже говорили. Без выравнивания медицинский туризм и переезд специалистов не остановить. Доля собственных расходов граждан при амбулаторном лечении — 80% России и соответственно, наоборот, в странах Европы 80% несет за них государство. Сегодня нужно все серьезные заболевания переводить на Федеральное финансирование, поэтому, как бы ни старалось министерство, какие бы усилия оно ни принимало и как бы хорошо не работало, без решения основных, критических проблем, проблем финансирования разрешить проблему будет очень сложно».
Алексей Куринный предлагает:
- увеличить финансирование в данном случае за счет федерального бюджета;
- повысить заработную плату, выровнять её между регионами точно так же, как и естественно, улучшить подготовку
- ввести в стране систему всеобщего лекарственного обеспечения;
- продолжение программы модернизации технического перевооружения здравоохранения.








