В крупнейшем для региона судебном процессе об автостраховом мошенничестве перешли к допросу свидетелей. Среди них оказался полицейский в отставке — он занимался оформлением ДТП, которое проходит по делу как подставное. Прокурор задала ему несколько неожиданных вопросов, а потом огласила неприятные для бывшего силовика сведения: он может быть связан с одним из вероятных организаторов преступного сообщества.

Дела такого объема, как история ульяновских автоподставщиков, встречаются нечасто: в нем более 400 томов и 30 обвиняемых. Участники рассказывали, что полиции пришлось специально строить ангары, чтобы уместить все арестованные автомобили.

Рассмотрение длится с мая прошлого года и только вчера перешло в стадию допроса свидетелей. Это оказалось неожиданностью для защиты, тем более некоторые из обвиняемых на заседание не явились. Адвокаты просили отложить допросы, но судья Галина Сошкина заявила, что затягивать процесс не намерена, а свидетелей потом можно будет вызвать еще раз, когда «прогульщики» все-таки явятся.

Допросить планировали двух сотрудников ДПС — действующего и в отставке. Они занимались оформлением нескольких ДТП, которые фигурируют в уголовном деле. По версии следствия, фигуранты инсценировали эти аварии, чтобы потом получить деньги от страховых компаний, заработав на этом более 35 миллионов рублей.

Mitsubishi завез не туда

Первый свидетель, старший инспектор ДПС, на протяжении получаса повторял, что ничего не помнит об интересующей суд автомобильной аварии. Фамилии фигурантов ему тоже оказались незнакомы.

Допрос второго, пенсионера МВД поначалу шел стандартно — прокурор Гузель Шамсутдинова выясняла, как оформляются дорожно-транспортные происшествия. Однако в какой-то момент она резко сменила тему и задала неожиданный вопрос — был ли у экс-полицейского личный автомобиль. Тот несколько напрягся и сначала ответил, что машины не имел, но после наводящих вопросов признал, что на жену был записан черный Mitsubishi ASX. Раньше он принадлежал дяде свидетеля и перешел ему по наследству. Полицейский записал автомобиль на жену, хотя у нее не было водительских прав, и ездил на иномарке сам.

Эти расспросы прокурора как будто сбили некоторых с толку. «Вы зачем сюда пришли?!» — резко спросил свидетеля один из адвокатов, за что тут же получил замечание от судьи.

Гособвинитель раскрыла карты, попросив огласить материалы дела. Оказалось, что экс-полицейский может быть связан с Андреем К-вым — предполагаемым организатором преступного сообщества автоподставщиков. Как выяснило следствие, дядя бывшего гаишника однажды попал на Mitsubishi в аварию. В это же время свидетель, тогда еще действующий сотрудник МВД, несколько раз созванивался с К-вым и находился с ним в пределах одной базовой станции связи.

Прокурор попросила мужчину это объяснить. Но тот не смог: настаивал, что К-ва не знает и никогда ему не звонил, а данные базовых станций — вероятно, сбой. Несмотря на подозрительность истории, обвинений ему не предъявляли, и он спокойно покинул службу в 2020 году.

Пояснить необходимость допроса этого свидетеля никто из фигурантов не смог. Свои перспективы на процессе они тоже прогнозировать не берутся. Но между собой обсуждают другой недавний приговор на «автомобильную» тему, состоявшийся в том же Засвияжском суде: группу работников УАЗа приговорили за кражу деталей к реальным срокам, несмотря на их надежды на «условку».

Андрей Семёнов

Фото:ru.freepik.com