В магазинах Ульяновска заметно сократился ассортимент апельсинового сока: привычные бренды встречаются не везде, покупателям предлагают микс апельсина с другими экзотическими фруктами. Эксперты говорят о глобальном неурожае и рекордном росте цен на сырье. Где, за сколько и какой сок могут найти ульяновцы, разбирался 73online.ru.

Стоимость апельсинового сока в мире достигла рекордных значений, о чем еще в мае этого года писали ведущие федеральные СМИ со ссылкой на Financial Times. В Бразилии, ведущем мировом производителе апельсинового концентрата, засуха и болезнь цитрусовых деревьев привели к неурожаю. Двумя годами ранее морозы и ураганы прошли во Флориде – лидере по производству апельсинового сока в США. С тех пор сбор цитрусовых в штате сильно сократился. В совокупности эти факторы подстегнули цены: стоимость фьючерсов на концентрат апельсинового сока почти вдвое выросла по сравнению с 2023-м, сообщает «Сноб».

Пока компании могут использовать прошлогодние запасы замороженного концентрата, но они подходят к концу. В индустрии говорят о возможности использования альтернативного сырья для производства апельсинового сока, к примеру, сок мандаринов и других фруктов. Для этого потребуется внести изменения в ряд пищевых стандартов, подчеркивает спикер BFM.ru – гендиректор ИА Fruitnews Ирина Козий. Эксперт отмечает: в перспективе апельсиновый сок, и без того недешевый, может подорожать, когда и на сколько – станет ясно к концу сбора урожая. А вот свежие фрукты вряд ли вырастут в цене – их в Россию поставляют из других стран: ЮАР, Латинской Америки, Египта, Турции. К слову, некоторые торговые сети предлагают покупателям апельсины для приготовления фрешей, на ценнике так и написано – «Для сока». Стоят они обычно ниже.

В ассортименте?

В магазинах Ульяновска апельсиновый сок сегодня встречается не везде, ассортимент заметно поредел. Больше всего наименований брендов (в популярной расфасовке примерно 1 литр) представлено в «Ашане», чуть меньше – в «Ленте» и «Пятерочке», следом идет «Магнит». Местные торговые сети похвастаться разнообразием не могут: в «Гулливере» и «Победе» на полках встретилось по одной марке. Из субъективных наблюдений – знакомых брендов стало меньше. Товарная матрица расширяется за счет не самых привычных потребителю наименований и собственных торговых марок, а также за счет микса вкусов. Последнее не всегда очевидно: информация о том, что апельсиновый сок смешан с другими цитрусами (и не только), указывается в составе, но не всегда – большими буквами на лицевой стороне коробки.

Как пояснил 73online.ru директор одного из ульяновских магазинов сети «Магнит», покупателей ситуация с апельсиновым соком не беспокоит – вопросов от населения не поступало. О росте цен поставщики так же пока не сообщали, подорожания не ожидается:

– Конкретно в моем магазине ассортимент апельсинового сока действительно стал меньше. Не сказал бы, что ассортимент других вкусов уменьшился – наполненность полок стандартная. Месяц назад были перебои с поставками, но сейчас группа «Соки, воды» достаточна. Преобладают вкусы мультифрукт, яблоко, виноград, вишня. Апельсиновый тоже есть, но не в больших объемах.

Также собеседник отметил, что ввиду большого объема поставок воды и соков в летний период в магазинах может произойти ситуация, когда часть продукции невозможно физически достать, пока не распродастся другая – которая стоит в тележках сверху: «Получается, соки в магазине есть, но на полки не попадают».

Большие и маленькие

Апельсиновый сок и нектар в маленьких упаковках представлен не везде. Например, в «Магните» и «Гулливере» упаковки на 0,2 л не встретились вообще, в «Победе» и «Пятерочке» на полках были выставлены только коробочки «Вкусно сок» – за 13,90 руб. и 15,19 руб. соответственно. В «Ашане» можно купить сок в расфасовке 0,3 л трех брендов (J-7 Fresh – 99,96 руб.; «Добрый» – 74,99 руб.; «Красная птица» – 86,99 руб.). Ассортимент «Ленты» наиболее широкий: до шести наименований объемом 0,2-0,3 л от 59,99 руб. до 119,99 руб.

При этом в большой упаковке апельсиновый сок предлагают только четыре торговые сети. Выбор невелик: «Любимый» в расфасовке 1,93 л за 189,99 руб. продается в «Пятерочке», двухлитровый «Добрый» с добавлением мандаринового сока предлагают за 199,99 в «Гулливере» и за 239,99 в «Магните». «Ашан» выставил на полки двухлитровую упаковку собственной торговой марки «Каждый день» за 113,96 руб.

Бутылка на 1,6 л – среднее между стандартным литром и большим пакетом – есть в наличии в «Ленте»: это Bonvida за 219,99 руб.

Цены действительны на 21-22 июля 2024 года. Цены указаны с учетом скидок и действия скидочных карт магазинов.

Татьяна Лисицына