Нынешний год для авиакомпании «Волга-Днепр» стал переломным. Санкции закрыли для пилотов небо в зарубежных странах, уход основателя основателя Алексея Исайкина и передача его полномочий топ-менеджерам оставили больше вопросов, чем ответов. Судьба крупнейшего авиаперевозчика, занимающего в отрасли десятое место в мире по грузопотоку, под вопросом. 73online.ru узнал мнение экспертов, что будет дальше с «Волга-Днепром».

Негабаритный лидер

Авиакомпания входит в одноименную крупнейшую грузовую авиагруппу России, занимавшую более половины (51%) отечественного рынка грузовых авиаперевозок (данные на начало 2022 года). В ее составе, помимо «Волга-Днепра» — AirBridgeCargo (первое место по грузопотоку) и «Атран» (десятое место).

Как указано во ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» для сайта Росавиации (данные на 17.02.2022), в авиакомпании насчитывалось семь Ан-120-100 «Руслан» и четыре Ил-76ТД-90ВД.

«Волга-Днепр» была создана в 1990 году в Ульяновске, она стала первой частной грузовой авиакомпанией в России. Благодаря выводу «Русланов» на гражданский рынок, компания создала в области международной логистики принципиально новый сегмент — доставку нестандартных (сверхтяжелых, крупногабаритных) грузов воздушным транспортом. И стала в нем лидером.

По данным сайта kartoteka.ru, в 2021 году выручка «Волга-Днепра»составила 18,9 миллиарда рублей (плюс 24,9% к 2020 году), чистая прибыль — 5,2 миллиарда (плюс 12,7%).

99,89% акций авиакомпании принадлежит ООО «Волга-Днепр-Москва», которым, в свою очередь, владеет зарегистрированная в Нидерландах компания с ограниченной ответственностью Волга-Днепр Лоджистикс БВ.

Попал под запрет

В нынешнем году события, касающиеся авиаперевозчиков, развивались стремительно. В июле стало известно, что компании Red Wings, «Волга-Днепр» и «Авиастар-Ту» рассматривают возможность взять в лизинг три грузовых и восемь пассажирских самолетов, которые восстановит Объединенная авиастроительная корпорация.

Как уточняли «Ведомости», речь шла идет об одном Ан-124, двух Ил-96-400Т и восьми Ту-204/214. На восстановление этих судов Минпромторг предложил выделить 15,4 миллиарда рублей. Работы планируется завершить к 2024 году.

При этом, разговоры о покупке грузовых Ил-96 и Ан-124, по словам источника издания, «ведутся, но носят «противоречивый характер», а «главным для «Волга-Днепр» остается сохранение флота» На тот момент авиагруппа эксплуатировала 41 грузовой самолет, 24 из них – Boeing-747 и Boeing-737 в различных модификациях. Компании не разрешили вернуть иностранные самолеты собственникам и сейчас их негде эксплуатировать. В начале мая «Волга-Днепр» просила у Минтранса разрешение вернуть 14 из 16 грузовых Boeing-747, находившихся на хранении в «Шереметьево».

В июле же основатель и основной владелец «Волга-Днепра» Алексей Исайкин попал под британские санкции. В начале августа стало известно, что группа сократит почти всех пилотов авиакомпаний AirBridgeCargo и «Атран», летавших на самолетах Boeing, — более чем 200 сотрудников. В конце августа пресс-служба авиакомпании сообщила, что Исайкин покинул авиакомпанию «по очевидным причинам» и передал ее топ-менеджерам — Игорю Аксенову, Валерию Габриэлю, Сергею Дьячкову и Вильдану Зиннурову. «Все они имеют длительный стаж работы в отрасли авиационной логистики и грузоперевозок, а также самолетостроении», — уточнили в «Волга-Днепре».

Вильдан Зиннуров от комментариев по поводу перемен в авиакомпании отказался.

Альтернативы нет

Что происходит с «Волга-Днепром сейчас? Заказы у авиакомпании есть. В конце августа авиаперевозчик доставил в Москву 380 тонн электроники и бытовой техники — смартфоны, компьютеры, ноутбуки, телевизоры и многое другое. Авиакомпания договорилась со столичным правительством о перевозке до 20 тысяч тонн грузов на сумму 9,5 миллиарда рублей. Соглашение было подписано в апреле.

Авиакомпания также приняла участие в подготовке к международному ралли «Шелковый путь», которое в проходило с 6 по 16 июля по маршруту Астрахань - Грозный - Элиста - Волгоград - Липецк - Москва. Организаторы привлекли четыре вертолета и три беспилотных летательных аппарата — их использовали для сопровождения участников ралли и обеспечения радиосвязи в труднодоступных районах, а также для транспортировки медицинского персонала, журналистов и фотографов с вылетами из пяти гражданских аэропортов России.

Команда специалистов «Волга-Днепр» участвовала в подготовительном и основном этапах гонки.

— Мы подготовили более 80 основных и резервных маршрутов для воздушных судов, принимающих участие в ралли. При этом часть специалистов работала в полевых условиях, перемещаясь вместе с гонкой. Более трех месяцев мы готовились к этому уникальному событию, — пояснил генеральный директор авиакомпании «Волга-Днепр» Игорь Аксенов.

Зарубежный рынок в большинстве стран для авиакомпании фактически потерян. Но, как оказалось, не совсем.

В начале сентября чешские СМИ сообщили, что Ил-76ТД-90ВД доставил на юго-восток Чехии ядерное топливо для АЭС. Эти перевозки длятся с 24 февраля — российские самолеты доставляют стратегически важный груз для чешских АЭС «Темелин» и «Дукованы». Несмотря на то, что Чехия присоединилась к запрету стран Запада на использование российскими самолетами своего воздушного пространства, в случае с бортами, доставляющими ядерное топливо для АЭС, делаются исключения. Они одобряются всеми странами Евросоюза и Еврокомиссией.

Как пояснил пресс-секретарь министерства транспорта Чехии Франтишек Емелка, «для доставки в стратегических интересах Чехии и других государств — членов Евросоюза специфического товара из РФ в данный момент авиатранспортному сообщению не существует альтернативы.

Без ограничений

Что думают о судьбе авиакомпании эксперты? По мнению исполнительного директора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, «Волга-Днепр» строилась как компания глобального масштаба, поэтому разрушение привычного уклада, отказ ряда недружественных стран от услуг российских логистических компаний, введение жестких санкций в отношении российского бизнеса не могли не повлиять на ее деятельность.

— Однако «Волга-Днепр» подошла к 2022 году в хорошем финансовом положении, сложившемся за годы пандемии. А способность менеджмента решать сложные задачи и адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам всегда была отличительной чертой компании, — уверен эксперт.

По его словам, рамповые самолеты отечественного производства, принадлежащие перевозчику, по-прежнему востребованы. Поток грузов, следующих из Китая в Россию, достаточно велик. При этом выставленные на этих направления провозные емкости по-прежнему ограничены: регулярных пассажирских рейсов между странами мало, время от времени вводятся новые «ковидные» ограничения. Поэтому без грузовых самолетов на этом направлении обойтись невозможно.

— В то же время, российской стороне не хватает грузовых самолетов, которые могли бы выполнять полеты в КНР. Хоть Китай и не поддерживает антироссийские санкции, он не допускает самолеты с так называемой «двойной» регистрацией. Самолеты отечественного производства, которые остаются в парке «Волга-Днепра», таких проблем не имеют. Они могут выполнять и выполняют полеты в КНР. Более того, уже сформированы новые логистические цепочки, когда самолеты, не имеющие ограничений на полеты в Китай, выполняют перевозки из пунктов отправления в КНР в ряд российских аэропортов, расположенных ближе к границе, например в Улан-Удэ или Красноярск. Оттуда грузы летят в пункты назначения в России на других самолетах, на которых в КНР летать нельзя.

Такая схема, конечно, делает перевозку дороже. Но она сокращает дефицит провозных емкостей. Соответственно, уже сейчас можно сказать, что у компании сохраняются возможности вести профильный бизнес, пусть и не в прежних объемах, — резюмирует Пантелеев.

Виктория Чернышева

Фото: volga-dnepr.com