Под бравадные речи о «технологическом прорыве» и «поддержке отечественного производителя», в Ульяновске закрыто одно из старейших предприятий региона – завод «Автодеталь-Сервис», выпускавший продукцию для нужд российского автопрома и по сути являвшимся одним из крупнейших налогоплательщиков области. Это одно из немногих предприятий, которое производило и поставляло на российский рынок различные комплектующие, а не перепродавало дешевые китайские аналоги.

Как же так получилось? А предыстория такова

В 2008 году руководство ОАО «Автодеталь-Сервис» с целью поиска новых путей для развития предприятия и обеспечения стабильной работы большого коллектива выступило инвестором, приобретя в процедуре приватизации пакет акций Сербского производителя низкопольных автобусов — АО «Икарбус». При этом, в соответствии с требованиями Закона «О приватизации» Республики Сербия, приобретенные акции были переданы в полном объеме в залог Национальному Акционерному Фонду.

Покупка этого пакета акций рассматривалась в то время, как единственный способ сохранения и развития отечественного завода, благодаря получению новых технологий и переносу их на свое предприятие, обоснованно рассчитывая в дальнейшем выйти на полный цикл производства автобусов.

Данная сделка изначально оценивалась как рискованная, о чем и сейчас имеется информация в интернете, но до подписания договора Сербская сторона распространяла сведения о наличии ряда перспективных контрактов на поставку автобусов, повышая, таким образом, инвестиционную привлекательность приобретаемого производства.

Но разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис, а также ряд преднамеренных действий Сербской стороны не позволил ОАО «Автодеталь-Сервис» в полном объеме выполнить условия инвестиционного соглашения.

Спустя год Агентство по приватизации Республики Сербия в одностороннем порядке уведомило о расторжении вышеназванного договора приобретения акций завода «Икарбус».

В этой связи ОАО «Автодеталь-Сервис» обратилось во Внешнеторговый арбитражный суд при Хозяйственной палате Сербии с иском о взыскании с Сербской стороны убытков, понесенных в связи с односторонним расторжением договора в размере суммы, уплаченной по договору купли-продажи акций. Агентство по приватизации Республики Сербия в свою очередь предъявило встречный иск о взыскании штрафных санкций в сумме 100% продажной цены за неисполнение обязательств по социальной и инвестиционной программам, что являлось, по их мнению, основанием для расторжения договора.

Однако решением вышеназванного арбитражного суда в удовлетворении исковых требований было отказано, но удовлетворены встречные исковые требования о возврате в государственную собственность Республики Сербии пакета акций АО «Икарбус» и оставлении уже оплаченных за него денежных средств в казне Сербии, а также выплате банковской гарантии. При этом вызывает недоумение и тот факт, что Сербия фактически экспроприировала не только 39,2% акций, приобретенных в рамках инвестиционного договора, но и 10,2% акций, не входящих в предмет договора, поскольку были самостоятельно выкуплены российской стороной у иных лиц (миноритарных акционеров).

В результате чего ОАО «Автодеталь-Сервис» в одночасье потеряло не только объем инвестиций стоимостью более 9 млн. евро, но и денежные средства оплаченные за него, «приобретя» взамен обязанности по оплате штрафных санкций на сумму около 3 млн. евро, погашению задолженности по банковской гарантии в сумме 1 млн. евро и валютного кредита в размере более 13 млн. евро.

Справедливости ради следует отметить, что долг завода Икарбус перед ОАО «Автодеталь-Сервис» (последнее предоставило еще и займ заводу Икарбус на сумму около 700 тыс. евро), подтвержденный решением Российского арбитража, при приведении последнего в исполнение по решению Сербских властей безапелляционно, без согласия российской стороны, был преобразован в передачу незначительного (менее 1%) числа акций завода Икарбус, без каких- либо прав и возможностей получить свои деньги.

Одним словом – красиво развели

Описанная проблема не раз была предметом рассмотрения Межправительственного Российско-Сербского-Черногорского комитета по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством Шойгу С.К. Однако результатом было лишь привлечение бывшего генерального директора АО «Икарбус» и некоторых членов его команды к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок от 2 до 3 лет за фальсификацию балансовой отчетности, которая изначально при покупке акций скрывала их истинную ликвидность.

Вроде бы виновные в данной ситуации лица были найдены внутри страны, и именно с них надлежало взыскивать штрафные санкции. Но Сербский патриотизм в итоге взял верх, посчитав, что лучшим вариантом будет уничтожение инвестиционного проекта российских граждан и, как следствие, завладение их собственностью.

С этой целью решение третейского суда Сербская сторона легализовала на территории России и пошел «расскат» отечественного производства по полной программе, в результате чего действиями органа государственной власти Республики Сербия отечественное предприятие было доведено до банкротства.

Единственный способ в данной ситуации защитить интересы собственных граждан и юридических лиц от явно несправедливых решений иностранных арбитражных (третейских) судов – отказать в приведении в исполнение вышеупомянутого решения на территории своего государства.

Однако пользуясь несовершенством действующего законодательства, а также лояльным отношением отечественных арбитражных судов, в настоящее время Сербская сторона, получив полную компенсацию убытков, вызванных неисполнением взятых на себя обязательств, продолжает вести активные действия, направленные уже против бывших акционеров и контрагентов отечественной компании, пытавшихся восстановить его платежеспособность.

Более того Сербская сторона пытается применить санкции и к новой компании, которая не имеет никакого отношения к акционерам прежнего предприятия, лишь располагающейся на территории последнего на правах аренды.

В этой ситуации встает резонный вопрос – нужен ли России отечественный производитель?

Если защита Республикой Сербия своих, пусть и противоправных, интересов на собственной территории понятна, то действия судебной системы России, в данном случае, наводят на мысль, что российский бизнес и имущественные интересы российских граждан не защищены нигде — ни за рубежом, ни у себя дома.

Поощрение подобных и по сути рейдерских действий не позволяет себе ни одно развитое государство. Трагичности сложившейся ситуации добавляет и факт того, что ни многочисленные государственные органы, омбудсмены, а также суды Российской Федерации не только не защищают своих производителей, но и позволяют за счет российских предприятий наживаться иностранным компаниям.

Складывается впечатление, что в настоящее время в приоритете исключительно вновь создаваемые с участием иностранных инвестиций предприятия, которым предоставляются налоговые льготы и другие преференции, а отечественные производители нужны лишь до поры наличия возможности уплаты всех необходимых налогов и сборов, и как только она утрачивается – теряется и интерес государства к ним.

Получается намного выгоднее быть заграничным инвестором, чем отечественным производителем?!