Ульяновская область регулярно попадает в число регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО, что сказывается на простых водителях – оформление полиса обходится дороже. Повышенным коэффициентам ульяновцы по большей части «обязаны» автомошенникам, инсценирующим ДТП и наносящим ущерб страховым компаниям. Те в свою очередь усиливают меры безопасности. Но для решения проблемы к делу стоит подключиться и правительству наряду с правоохранителями.

Внимание властей

В июне ЦБ РФ представил очередную оценку недобросовестных действий в ОСАГО по состоянию на 1 апреля 2023 года. Ульяновская область снова оказалась рядом с «красной» зоной «антирейтинга» регионов по риску мошенничества в ОСАГО: динамику роста рисков регулятор определил как негативную, а средняя страховая выплата по автогражданке выросла более чем на 20% до 83,5 тысяч рублей. Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) отмечают, что показатель частоты страховых случаев по ОСАГО в Ульяновской области (5,3%) выше среднего по стране.

Банк России в своем отчете подчеркнул, что Ульяновская область требует внимания со стороны местных органов власти.

Аналогичного мнения придерживаются в страховых компаниях: шансы выйти из «красной» и близкой к ней «желтой» зоны зависят от «воли руководства региона», усиленной работы правоохранительных органов и доведения уголовных дел до суда с оглаской в СМИ и сопутствующим общественным резонансом.

– При понимании, что за мошенников расплачиваются рядовые граждане посредством применения страховыми компаниями повышенного тарифа, резко увеличивается спрос за результаты работы правоохранительных органов по рассмотрению событий с признаками ст. 159.5 УК (мошенничество в страховании), усиливается работа ФНС по контролю за финансовой дисциплиной недобросоветсных автоюристов, – подчеркивает заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

– Работа правоохранительных органов, сделавшая приоритетным направление по борьбе со страховым мошенничеством, должна сыграть важную роль в сокращении числа преступлений в страховой сфере и снижении количества лиц, втянутых в процессы, направленные на незаконное получение страховых выплат, – комментирует ПАО СК «Росгосстрах».

Усиление работы как ответ автоподставщикам

Многим страховым компаниям удалось преломить ситуацию внутри организации: повысили качество работы сотрудников, усилили работу службы безопасности, инициировали возбуждение нескольких уголовных дел.

– Накопленный опыт позволяет лучше выявлять мошеннические схемы еще на стадии подачи заявления на страховую выплату. Как минимум, это пресекает подавляющее большинство попыток так называемого «бытового», разового мошенничества — таких, например, как оформление полиса задним числом или предъявления повреждений, которые не могли быть получены в заявленном страховом событии. Анализ специалистов компании показывает, что сейчас нет тенденции к увеличению доли мошенничества в общей массе заявляемых страховых случаев. Впрочем, и серьезным ОПГ в «Росгосстрахе» тоже научились противостоять: специалисты службы безопасности собирают по ним информацию и направляют в правоохранительные органы. Отработаны и механизмы возмещения нанесенного ущерба — еще на стадии следствия юристы компании ходатайствует о наложении обеспечительных мер на имущество подозреваемых, чтобы впоследствии в гражданском судопроизводстве так или иначе взыскать с них похищенное. Все это делает криминальный бизнес, если так можно выразиться, менее рентабельным, – заключили в «Росгосстрахе».

В страховой компании «РЕСО-Гарантия» также обеспокоены тем, что в регионе распространен такой вид мошенничества, как автоподставы: это поднимает средние показатели убыточности от ДТП, что ведет к увеличению стоимости договоров ОСАГО.

– Рост количества полисов ОСАГО, оформленных в ульяновском филиале «РЕСО-Гарантия» за январь-май 2023г к аналогичному периоду прошлого года, составил 8%. Частотность страховых случаев в ульяновском филиале за первый квартал 2023 года выросла на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Средняя выплата по ОСАГО в 2023 году, по сравнению с показателем 2022 года, выросла на 28% в связи с пересмотром справочников средней стоимости запчастей, – прокомментировал директор филиала «РЕСО-Гарантия» в Ульяновске Ильдар Аминов.

Очереди из ульяновских мошенников

Своим опытом с редакцией поделилась компания «МАКС». Три года назад у организации возникла необходимость ежедневно отслеживать все заявляемые страховые события «с позиций проверки их на объективность».

– В Ульяновске существовала, да и в какой-то степени продолжает существовать достаточно существенная по количеству группа водителей, зарабатывающих на фальсификации ДТП, виновниками которых являются страхователи компаний, у которых отозвана лицензия на работу по закону об ОСАГО. Данные «граждане» специально не оформляют полис ОСАГО, разыскивают для своих афер человека с полисом обанкротившейся компании, организуют якобы ДТП, в котором они не виноваты, и в таких случаях у них появляется возможность получения возмещения из фонда компенсационных выплат РСА. При этом они обращаются в одну из уполномоченных действующих страховых компаний. Три года назад АО «МАКС» являлся уполномоченной компанией, и в Центре урегулирования убытков компании выстраивались очереди из ульяновских мошенников. Сегодня проблема Ульяновска как токсичного региона с точки зрения высокой убыточности, вызванной действиями мошенников, для нашей компании не стоит, – рассказал Виктор Алексеев.

Ущерб на 10 миллионов

Другой распространенной мошеннической схемой являются аферы с подменой дорогих автозапчастей аналогами. Наиболее громким в Ульяновской области за последнее время стало дело автоподставщиков, задержанных в 2022 году. Подозреваемых тогда «накрыли» в обычных квартирах, внутри обнаружили много наличности в мелких и крупных купюрах, изъяли документацию, включая полисы ОСАГО.

На территории Заволжского района города обвиняемые инсценировали ДТП: покупали иномарки, оформляли автогражданку, устанавливали на машины аналоги дорогих деталей и в безлюдных местах «попадали в аварию». Ложные документы направляли в ГИБДД и страховые, компенсации делили между собой. Действовала группа с 2018 года, предварительно ущерб компаниям оценен в более чем 10 млн рублей.

По данным начальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Ульяновской области Алексея Рыжова, сейчас 22 участникам преступной группы предъявлено обвинение по 37 эпизодам преступной деятельности. Уголовное дело расследуется СУ СК России по Ульяновской области.

Автоподставщики проходят по части 4 статьи 159.5 УК РФ. Кроме того, ранее было возбуждено уголовное дело по факту организации преступного сообщества (ч. 1 ст.210, ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 210 УК РФ).

Поможет ли суд?

По словам ульяновского адвоката Олега Борисова, в подобных историях обвинения в организации и участии в преступном сообществе нередко отпадают при рассмотрении дела в суде у всех или некоторых фигурантов, а от этого зависит и перспектива наказания.

– По ст. 159.5 УК РФ рядовые исполнители зачастую обходятся без реального лишения свободы, чего нельзя сказать про организаторов. Конечно, по преступлению против собственности существенную роль играет возмещение ущерба, что в благоприятную сторону может сказаться при назначении наказания фигурантам, – пояснил Борисов.

Однако о снижении статистики благодаря одному лишь суровому наказанию в отдельном деле говорить не приходится, подчеркивает правозащитник: «Такие уголовные дела и так у всех на слуху, что не мешает вовлекать в незаконную деятельность новых и новых лиц. Например, у нас очень суровая практика наказаний за сбыт наркотиков, но количество "закладчиков" из года в год от этого не уменьшается».

Член ОНФ, председатель транспортного комитета «Опоры России», руководитель Taxi House Максим Давыдов приводит пример последствий деятельности автоподставщиков в регионе, которые сказываются на добропорядочных водителях.

– Наша машина реально попала в ДТП с пострадавшими на севере города и не была виновником: ее снесли на перекрестке, плюс машину занесло, она задом въехала в столб. Повреждения были и спереди, и сзади. Но страховая отказала в выплате, сославшись на то, что в одном ДТП не могло быть столько повреждений. Машина стояла полтора года, мы платили лизинговые отчисления, но так и не отсудили всю сумму – только за переднюю часть авто. Хотя всё оформлялось с ГИБДД, официально, со справками, – вспоминает Давыдов.

По его мнению, риски и аварийность в регионе в действительности невысокие, однако из-за мошенников и нелегальных такси в области растут цены на ОСАГО, а страховые более чем настороженно относятся к авариям.

Татьяна Лисицына

При участии Евгения Кватова