Материал 73online.ru об огромном количестве двоек на ОГЭ по математике вызвал бурную реакцию среди жителей Ульяновска. Мы решили подробнее поговорить с экспертами о причинах такой ситуации и проблемах образования в целом. По мнению опрошенных, виноваты не только "дистанционка" и затянувшиеся каникулы. ЕГЭ и ОГЭ давно пора модифицировать или убрать вовсе: дети изменились, а значит система образования тоже должна это сделать.

Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин (лауреат конкурса «Учитель года» 1994 года) уверен, что нынешнее поколение – другое, с клиповым мышлением. Отсюда следует, что действующая модель образования нуждается в изменении:

— ЕГЭ — ложная система для России, не самая удачная для проверки знаний. Такой формат не способствует развитию творческих навыков, не учит мыслить. Особенно это неприемлемо для гуманитарных наук. Разве можно историю свести к изучению только дат и имен? Думаю, со временем ЕГЭ перестанет существовать вообще, либо будет существенно изменено, — говорит Травкин.

Директор гимназии №44 Лидия Жуковская-Латышева называет систему ОГЭ и ЕГЭ несовершенной и отмечает, что в США тестирование применяют для проверки знаний самых слабых учеников. «Контакт учителя и ученика очень важен, можно доказать свои знания, продемонстрировать, что ты знаешь больше, чем несколько вариантов теста», — добавила Латышева. Плюс у ЕГЭ она находит только один: школьникам из других регионов не нужно теперь покидать город для поступления в вуз.

Эксперты также отмечают, что в низком уровне образованности нынешних школьников виновата не только "дистанционка", хотя и она сказалась существенно. На знания детей повлияла совокупность непоследовательных шагов чиновников от образования. Например, введение триместровой системы, пятидневка, затянувшиеся каникулы. Лидия Жуковская-Латышева отмечает, что из-за всего этого педагоги не смогли равномерно распределить программу по учебному году, и некоторые темы приходилось пробегать галопом. "Я была против введения триместровой системы, это неправильно и непродуманно. В первую очередь касается расстановки часов: педагогам пришлось в короткие сроки полностью менять программу обучения, сокращать ее", — рассказывает Латышева.

Разное мнение у экспертов по поводу пятидневки. В 44-й гимназии отказались переходить на эту систему, объяснив тем, что важно правильно распределять нагрузку на школьников и педагогов. Но некоторые директора только «за». Например, о плюсах пятидневного режима обучения говорил экс-директор 52-й школы Радий Шаркаев. «Считаю, что это очень хорошо, потому что дети проводят выходные с родителями».

Правда, сами мамы и папы в итоге оказались не рады новой системе: она привела к увеличению нагрузки на детей. Вместо привычных 5-6 уроков в школах теперь проводят по 7-8. Об этом 73online.ru рассказала председатель городского совета родителей Елена Малышева.

— Все ждали и хотели пятидневку, при обсуждении голосовали за нее. Но в итоге дополнительный выходной школьники не столько проводят с родителями, сколько тратят на подготовку домашнего задания. Сказать, что есть категорическое непринятие пятидневки, нельзя. Все семьи и дети разные. Кому-то, наоборот, очень нравится. У школьников сейчас в принципе большая нагрузка, программа сложная. Еще и секции и кружки: ребенок пришел в 16 часов после уроков и сразу же побежал на дополнительные занятия, — говорит Малышева.

По мнению председателя социального комитета ЗСО Сергея Шерстнева, прежде чем что-то менять, нужно серьезно проанализировать причины нынешнего состояния образования. «Стремление перейти на западный вариант обучения — не всегда хорошо. Советская школа была лучшей в мире, и это признавали все. Я считаю, что сейчас профильным чиновникам необходимо провести мониторинг и составить статистику по всем регионам и муниципалитетам России. После чего подвести итоги, чтобы понять, где и когда началось ухудшение, чтобы это исправить», — заявил Шерстнев.

Елена Скворцова