Валерий Полетаев возглавляет лицей почти 30 лет: в интервью 73online он признался, что за это время видел много сложных учеников, но плохих – никогда, а также рассказал о том, что огорчает его в должности директора и какой подарок хотел бы сегодня получить.

Вы занимаете должность директора 38 лицея с 1994 года, и именно при вас он стал лицеем. В чем принципиальное отличие от школы?

Лицейское образование более углубленное, оно ориентировано на определенную специализацию. В нашем учреждении ученики всегда занимали призовые места на олимпиадах, показывали отличные результаты при поступлении, поэтому присвоение новой категории было делом закономерным и ожидаемым. Кроме того, учитель лицея получает бОльшую надбавку, чем школьный учитель – 15%.

Что привело вас в учителя?

Начнем с того, что я из педагогической семьи. Моя мама была учителем математики, и привила мне настоящую любовь и интерес к этому предмету. Плюс, мне очень повезло с моими школьными учителями (В.Полетаев окончил школу № 1 им. В.И. Ленина – прим.ред.), от которых я «унаследовал» тягу к физике и к другим точным наукам.

Например, к каким?

К астрономии. Я преподавал ее в первой гимназии, которую в свое время окончил. Кстати, знаменитый купол на крыше – наших с коллегами рук дело, мы сами его соорудили.

Не обидно, что на руководящей должности пришлось меньше проводить уроков, а больше заниматься административной работой?

Иногда обидно. Мне нравится работа учителя, нравится видеть, как в ребятах загорается интерес к предмету. Административная работа важна, но она не дает того заряда, который ты получаешь от непосредственного общения с учениками. Я, в принципе, считаю, что хороший директор школы должен быть учителем – понимать этот мир именно с точки зрения человека «из этой системы». Одно время считалось, что на этой должности должны находиться менеджеры-управленцы, но такая схема себя не оправдала - на мой взгляд, совершенно справедливо.

У вас были сложные ученики?

А простых учеников и не бывает! Каждый ученик – это личность, достойная уважения, достойная особого подхода. Кому-то тяжелее дается получение знаний, кому-то сложнее построить коммуникацию с другими ребятами и с учителями. У всех свои сложности. И задача учителя – помочь ребенку преодолеть все трудности, найти ниточку доверия, не обмануть это доверие и понять, что конкретно вызывает у ребенка отторжение от учебного процесса.

А плохие ученики были?

А вот плохих учеников, как и плохих детей - не бывает. Все ученики хорошие.

Что значит быть директором школы? Вдруг кто-то из ваших учеников тоже захочет стать директором, что вы ему расскажете о плюсах и минусах этой должности?

Я скажу, что это действительно сложно. Что эта работа требует максимальной отдачи, ответственности, дисциплины, перфекционизма. Что она подходит далеко не всем. Но также скажу, что она, требуя многого от тебя, и многое дает. Это эмоционально благодарная работа, при которой ты действительно можешь делать что-то важное и видеть, как от твоих решений меняется к лучшему жизнь других людей.

Как отличаются современные ученики от, скажем, учеников 80-х?

На современных детях однозначно лежит больше задач. Они больше загружены, переполнены информацией, а это для ребёнка непросто. Но, с другой стороны, у детей 80-х в помощниках был калькулятор, и всё. Для того, чтобы получить дополнительные сведения, они шли в библиотеку, им приходилось искать нужные строчки, перерыв множество книг. Современному ученику для этого стоит просто сказать: «Окей, Гугл»! Конечно, эту информацию нужно проанализировать, но всё же знания стали ближе и доступнее.

Ваш день рождения 25 мая – традиционное время последних звонков. Не обидно, что этот день «забирает» ваш праздник?

Напротив, чаще всего это совпадение дарит мне приятные воспоминания. Я не афиширую свой день рождения, но ученики все равно о нем узнают, и на торжественных линейках поздравляют меня, дарят песни – это очень приятно.

А что бы вы хотели получить в подарок в этом году?

Сегодня мои ученики сдают экзамен по русскому языку и, скажу честно, для меня лучшим подарком стали бы их отличные результаты!

Мария Чеканова