Несмотря на то, что ряд популярных алкогольных брендов покинули Россию, ульяновцы меньше пить не стали. Напротив, отмечается увеличение розничных продаж как в регионе, так и по стране, в целом. Это, в свою очередь, приводит к пополнению областной казны, в которую идут акцизы с крепких напитков. Только вот поступления ежегодно снижаются.

Падение объемов, но рост продаж

Производство алкоголя (без учета пива, сидра и медовухи) за январь-октябрь в России сократилось на 4%, до 151,9 млн дал (декалитров), сообщил 73online.ru председатель Союза производителей коньяка, депутата Госдумы Владислав Резник. В прошлом году предприятия изготовили крепкой и винодельческой продукции значительно больше, чем надо рынку. Поэтому в 2023 году наблюдается некоторое сокращение. При этом отмечается увеличение производства таких напитков в сравнении с 2021 годом, отмечает гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Ульяновская область находится вне общероссийской тенденции. В регионе работает единственный производитель крепкого алкоголя - ООО «Алкогольная производственная компания». По данным ЕМИСС, за январь-октябрь крепких напитков предприятие произвело на 1,4% больше, чем в аналогичный период прошлого года, когда тоже фиксировался рост. Однако объемы изготовления водки в сравнении с 2020 годом остаются низкими.

Значительно меньше в регионе за последние три года стали производить ликероводочных изделий с содержанием спирта до 25%, а вот выпуск пива увеличивается стабильно. Другие алкогольные напитки на территории региона не производят.

73online.ru для удобства читателей составил таблицу объемов производства алкоголя на территории Ульяновской области на основе данных Росалкогольрегулирования. Стрелками указана динамика по сравнению с 2021 годом.

За январь-октябрь этого года отмечается и увеличение продаж алкоголя (не включая пиво, сидр и медовуху) в Ульяновской области на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Относительно десяти месяцев 2021 года реализация спиртного выросла на 7,8%. Регион в 2022 году практически дошел до допандемийных показателей, когда населением было выпито 1,517 млн дал.

По данным регионального Минсельхоза, в общем объеме реализация алкоголя местного производства за 10 месяцев этого года также показала рост на 2,3%. При этом слабоалкогольных напитков жители пить меньше не стали. По сравнению с прошлым годом продажи выросли на 15,8%.

Положительная динамика потребления алкоголя (без пива, сидра и медовухи) отмечается и по России в целом. Показатели розницы за январь-октябрь выросли на 4% и составили 182,75 млн декалитров, слабоалкогольных напитков - на 16,7%. Вадим Дробиз говорит, что за последние 5-6 лет мужчины стали выпивать «крепкого» на 20% больше. По его мнению, потребление в следующем году сохранится на прежнем уровне, поскольку многие активные потребители из числа сильного пола находятся в зоне проведения СВО. «Впрочем, может быть отмечен и рост в результате увеличения населения России за счет присоединения новых регионов», - добавляет эксперт.

По словам Владислава Резник, есть определенные предпосылки, которые будут влиять на структуру производства и потребления в дальнейшем, например, рост площадей виноградников и объективное повышение интереса к российским винам, импортозамещение виски, джинов, ликеров.

Пиво без водки - деньги на ветер

Несмотря на то, что Ульяновская область входит в число 20 крупнейших производителей крепкого алкоголя (свыше 9% крепости) в России, доходы областной казны зависят не от объемов продукции, а от проданного на территории региона. В структуре реализации алкоголя доля водки ежегодно больше, чем у вина и ликероводочных изделий крепостью до до 25%, которых покупают меньше. Эксперты связывают это с высокими ценами на винодельческую продукцию относительно водки и коньяка, что отражается на росте потребления.

И.о. министра финансов Ульяновской области Наталья Брюханова ранее уже сообщала, что продажи алкоголя крепостью свыше 9% падают. В 2020 году региональная казна получила акцизов в сумме 1,9 млрд рублей, в 2021-м — 1,7 млрд рублей, а в прошлом году — уже только 1,6 млрд рублей.

За январь-сентябрь 2023 года доходы бюджета в этой части составили 779 млн рублей, но поскольку отмечается увеличение реализации алкоголя в регионе, акцизные сборы на 2024 год, по прогнозам властей, составят не 1,1 млрд рублей, а 1 млрд 237 млн, но и такой показатель не догоняет предыдущих. Первый вице-премьер по финансам Марина Алексеева поясняла, что Ульяновская область все же является регионом с малопьющим населением, поэтому в ближайшие годы доходы от акцизов будут снижаться.

При этом, пиво стабильно показывает рост по акцизным сборам, поскольку налог зачисляется в казну с каждой изготовленной бутылкой.

Подорожает, но покупать не перестанут

С 1 января 2024 года минфин России предлагает проиндексировать минимальные цены на водку и ликеро-водочные изделия. Согласно пояснительной записке, необходимость такого решения обусловлена уровнем инфляции, повышением ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также ростом затрат на производство. В документе также отмечается, что санкции, торговые отношения и курс рубля оказали влияние на рост себестоимости продукции и цену логистических услуг. Так, минимальная розничная стоимость поллитровки водки составит 299 рублей вместо нынешних 281.

Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев говорил, что повышение цен связано с увеличением акцизов на 5%. Он считает, что нельзя не поднимать стоимость, иначе производитель не сможет изготовить и продать продукцию по цене 281 рубль без убытка: «На рынке останутся в таком случае только незаконные производители, не уплачивающие акциз».

Вадим Дробиз уверен, что после повышения стоимости потребление спиртного не снизится. «Ну станет водка дороже на 20 рублей, но это не то увеличение, при котором люди откажутся от продукта. Просто государство немного денег заберет у населения. Единственная проблема сейчас — отсутствие легального массового рынка. В Европе меньше нелегальной продукции, поскольку там продаются товары для бедных. Вино стоит по 1,5 евро, причем хорошее, водка относительно зарплат в пять раз дешевле».

Фото: freepik.com

Марина Иванникова