Как мы писали ранее, существенные перемены произошли на рынке социального питания в Ульяновске. После череды скандалов и смены подрядчиков на рынок вновь пытается вернуться Межрегиональная кейтеринговая компания (МКК) – оператор из Мордовии с непростой историей, связанной с громкими провалами в других регионах, в том числе с фактическим срывом питания в Красноярске в 2023 году. Теперь под угрозой оказались детские сады Ульяновска: на фоне смены оператора риски для системы детского питания становятся все более реальными – городские власти вынуждены вне контрактов обеспечивать подрядчика оборудованием, которое до сих пор стояло законсервированным. А это, в свою очередь, может быть расценено как сговор заказчика с поставщиком.
Как это устроено
После того, как большинство школьных и дошкольных учреждений начали отдавать питание на аутсорс, муниципалитеты по всей стране практически прекратили вкладывать средства в обновление пищеблоков. В целом это разумный подход - именно операторы питания, а не городские бюджеты, должны инвестировать в инфраструктуру. Старое оборудование давно вышло из строя и было списано, а то, которое еще на что-то годилось, просто законсервировали – на всякий случай. Операторы при этом работают на собственном оборудовании. Бизнесу удобно, системе образования выгодно – все довольны.
Сложности возникают в тот момент, когда по различным причинам прежний оператор уходит, а на его место приходит новый. По идее, он должен либо договориться с предшественником (взять в аренду или выкупить оборудование), либо поставить свое. То есть в любом случае ему предстоит вложиться деньгами. Ответственные операторы закладывают эти расходы в стоимость контракта, но, к сожалению, так поступают далеко не все…
Как в Ульяновске сейчас?
В ряде новых контрактов Межрегиональной кейтеринговой компании у учреждений есть собственные оборудованные пищеблоки – например, в детсаду №20. Их комплектация разнится и далека от идеальной, поэтому недостающее оборудование должен докупить оператор. Есть и такие контракты (например, в детсадах №139, 165, 166, 214), в которых отсутствуют какие-либо обязательства со стороны детских садов по передаче оборудования - все необходимое должен обеспечить сам подрядчик. Так или иначе, за функциональную готовность пищеблоков везде отвечает оператор. Готова ли к этому МКК? Судя по всему, не совсем.
По поступающей информации, на новых для него объектах саранцам попросту не с чем, не на чем и некому работать: предыдущие операторы забирают свое оборудование, а МКК не готова оперативно поставить собственное - либо не может, либо не хочет этого делать. Как говорят, компания либо обращается к бывшим операторам с просьбами дать попользоваться их техникой или предоставить своих поваров, либо оказывает давление на заведующих детских садов и на городских чиновников, требуя предоставить им оборудование. Вероятно, таким образом МКК пытается переложить издержки своей демпинговой ценовой политики на муниципалитет и его структуры.
Пищевой коллапс
Таким образом, в Ульяновске складывается тревожная ситуация, во многом похожая на красноярскую. Напомним, в сентябре 2023 года в школах, окормляемых МКК, питание было буквально сорвано. Местное сетевое издание «Красноярк 24» в подробностях описало пищевой коллапс, с которым столкнулись школьники:
«нехватка персонала, недостаток продуктов и в принципе некачественная продукция»;
«Поставщик питания – МКК – завез недостаточное количество продуктов. Во-вторых, та продукция, которая все-таки доехала до школ, оказалась некачественной. Картошка в вакууме стала мягкой и пошла пузырями, помидоры и яблоки – сгнили»;
«Не хватает оборудования и персонала. В школе №149 и лицее №7 накрывать на столы пришлось учителям».
Но самым красноречивым оказалось короткое видео с пустыми раздачами и возмущенными реакциями голодных детей.
Красноярские журналисты прямо назвали главную причину кризиса – коррупционную составляющую при заключении контракта. В профильном отделе мэрии произошли чистки, а силовики возбудили и до сих пор расследуют уголовное дело.
Сомнительная помощь и опасный прецедент
Технически же красноярская ситуация один в один совпадает с ульяновской: МКК демпингует и забирает значительную часть рынка под себя, однако ей не хватает мощности, чтобы «переварить отхваченный кусок». Предвидя кризис, ульяновские власти решают расконсервировать старое оборудование из закрытых детсадов и передают его МКК.
Передача оборудования, не описанного в конкурсной документации конкретному исполнителю после подписания контракта, вполне может быть расценена как сговор и оказание необоснованных преференций конкретному участнику торгов. Если проследить географию скандалов и тяжб с ФАС от родной Мордовии до Владивостока, то с большой долей вероятности можно предположить, что МКК старается везде выйти сухим из воды, а вот местные чиновники и руководители учреждений часто становятся не только заложниками ситуации, но и фигурантами уголовных дел.
Влад Градов