В историю Симбирского-Ульяновского края вписано немало светлых имён просветителей: директор народных школ Симбирской губернии Илья Ульянов (1831 – 1886), автор первого мордовского букваря Авксентий Юртов (1854 – 1916), основатель Симбирской чувашской школы Иван Яковлев (1848 – 1930). Они прокладывали народным массам пути к знаниям в конце XIX – начале XX столетий. Но веком Просвещения традиционно принято называть столетие XVIII, когда Петр I Великий «рубил окно в Европу», а природная немка Екатерина II Великая на равных правах ввела Российскую империю в число самых влиятельных и могучих европейских держав.

Просвещённому веку требовались просвещённые люди, и правители осознавали это. Но просвещение требовало средств и времени, а средства забирали войны, и не было времени на учёбу - надо было делать карьеру, в 12, 15, 17 лет поступая на армейскую или гражданскую службу. Да и рядом с властителями, как видели люди, преуспевали не самые умные – фавориты Екатерины II ценились отнюдь не за свои интеллектуальные достоинства.

Просвещение возрастало не благодаря, а вопреки – и это делает особенно ценным труд просветителя, первым среди которых в полном смысле этого слова мы назовём симбирского деятеля Тимофея Григорьевича Масленицкого (1745 – 1801).

Тимофей Масленицкий родился в городе Торопце, на Псковщине. Впрочем, его предки владели имениями в Симбирском и Алатырском уездах. Он получил воспитание в Сухопутном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, одном из немногих средних учебных заведений, существовавших в Российской империи.

Юноша выпустился военным инженером в сапёрные части - элиту в европейских армиях эпохи Просвещения. Кстати говоря, он перевёл на русский язык три тома труда «Гидравлическая архитектура» знаменитого французского военачальника, «сокрушителя крепостей», учёного-изобретателя, члена Российской Академии наук Бернара Фореста де Белидора. Книга описывала многообразие гидротехнических сооружений - от крепостных рвов до водяных мельниц и судоходных каналов.

Иллюстрация из русского издания книги де Белидора

Тимофей Масленицкий работал над прокладкой каналов «между реками Волховом и Волгою». Водный путь должен был связать Санкт-Петербург с Поволжьем, главной житницей России. Но рытьё каналов свернули по недостатку средств, а 35-летнему Тимофею Григорьевичу нашлась новая служба - асессором уголовной палаты во вновь образованном осенью 1780 года Симбирском наместничестве. Грамотному и честному чиновнику скоро следует повышение – в казенную палату, главное финансовое учреждение наместничества, где он ведал соляными и винными делами, самыми прибыльными и в то же время самыми ответственными статьями местных доходов.

С 1782-го по 1785 год Тимофей Масленицкий был занят работой над фундаментальным трудом «Топографическое описание Симбирского наместничества вообще и порознь городов и уездов и обитающих в нем инородцев». Труд этот был составной частью административной реформы, задуманной Екатериной II сразу после подавления Крестьянской войны 1773–1775 годов. Благодаря ей на карте России появилось и Симбирское наместничество, и другие новые «регионы», выделенные из состава существовавших ранее непропорционально громадных губерний.

Екатерина II как покровительница просвещения. 1793 год

Но императрица не просто конструировала новые бюрократические структуры. Реформа пыталась выстроить механизмы участия в управлении территориями населяющего их сообщества - дворянства, в первую очередь создавала «региональную идентичность», как бы мы сказали теперь. Утверждались гербы и губернские мундиры, благоустраивались губернские «столицы» и уездные города – наконец, стала развиваться система просвещения на местах, а не только в столицах.

Гербы городов Симбирского наместничества, утверждённые в 1780 году

«Описания» делались в каждом «субъекте» Российской империи. О качестве труда Тимофея Масленицкого говорит то, что среди множества подобных только его творение избрал для подготовки публикации знаменитый русский просветитель, издатель и журналист Николай Новиков (1744 – 1818). А в 1788 году Тимофею Григорьевичу предложили стать директором народных училищ Симбирской губернии – так тоже называли наместничество. Эту новую должность постарались сделать максимально привлекательной для кандидатов: назначение по приказу генерал-губернатора, независимое положение на губернском «Олимпе», возможность совмещать службу и, главное, - подолгу не посещать её, не теряя в жалованье! Так редки и оттого так дороги были в век Просвещения в российской провинции просвещённые люди!

Знаменитый просветитель Николай Новиков желал издать труд Тимофея Масленицкого

Тимофей Масленицкий очень ответственно относился к своему директорству. Его попечением уже в 1790 году в Симбирске было построено новое здание Главного народного училища, известное как здание Симбирской классической гимназии. А его отчёты о деятельности народных училищ в Симбирской губернии, отправляемые в Санкт-Петербург, считаются теперь эталонными и особо ценными для изучения всей системы школьного дела в России в конце XVIII века.

Здание Симбирской гимназии, бывшего Главного народного училища, на дореволюционном фото

А ведь это была совсем непростая задача. Просвещённое дворянство, в обязанность которому вменялось содержание народных училищ, старалось избежать казавшихся непонятными трат. Родители норовили забрать домой едва выучившихся письму и арифметике учеников – а больше не надо!.. Сколько нервов, сил уходило, чтобы «толочь воду в ступе», убеждать, призывать, доказывать… Но Тимофей Григорьевич ощущал себя исполнителем воли просвещённой императрицы, желавшей просвещения Симбирского края, с которым он сроднился и полюбил.

Но в 1796 году Екатерина II сокропостижно скончалась. Воцарившийся император Павел I, крайне не любивший свою мать, взялся за ревизию многих её начинаний, обрушившись в том числе на систему народных училищ. Зрелище детища, с таким трудом выращиваемого, а теперь жестоко страдающего от неумных административных мер, оказалось для Тимофея Григорьевича невыносимым. Весной 1798 года он подал в отставку, а через три года скончался, не сумев пережить ни своего духовного надлома, ни императора Павла, 11 марта 1801 года погибшего от рук заговорщиков… Но личность и дело Тимофея Масленицкого вписано в историю нашего края – на её лучших, правильных страницах.

Иван Сивопляс

Главное фото: герб Тимофея Масленицкого