29 ноября в Ульяновске планируют передать заказчику — авиакомпании «Россия» — первый среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-310. В фирменную бело-красную ливрею воздушное судно покрасили на предприятии «Спектр-Авиа». В ближайшее время должно начаться серийное производство МС-21, что отразится и на ульяновском авиапроме. Завод «Аэрокомпозит-Ульяновск» — единственный поставщик «черного крыла» для новейшего самолета.

Гордость авиастроения

Опытный самолет МС-21-300 с бортовым номером 73054 приземлился на аэродроме «Ульяновск-Восточный» 10 ноября. После этого его перекатили в ангар покрасочного предприятия «Спектр-Авиа». Как рассказали в Объединенной авиастроительной корпорации, при покраске были использованы материалы исключительно российского производства.

На этой неделе МС-21 в ливрее «России» отправился в Летно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском для подготовки к предстоящему циклу полетов. А после этого самолет отправят в корпорацию «Иркут» — на нем будут обучать пилотов-инструкторов авиакомпании «Россия».

МС-21 называют «гордостью отечественного авиастроения». Это среднемагистральный самолет, вмещающий от 163 до 211 пассажиров. Изначально он был спроектирован с применением композитных материалов — их доля составляет примерно 40%. Планируется, что доля металла со временем будет уменьшаться.

МС-21 имеет так называемое «черное крыло» (названо по цвету композитных материалов, из которых оно изготовлено), которое делают в Ульяновске, современные бортовые системы и двигатель нового поколения ПД-14. Сам самолет строят в Иркутске. Это первое отечественное (и первое в мире в своем классе) воздушное судно с композитным крылом.

Выпекать крылья

На заводе «Аэрокомпозит-Ульяновск» (он расположен на 90 тысячах квадратных метрах бывших площадей «Авиастара») изготавливают верхние и нижние панели кессона крыла, передние и задние лонжероны, дренажные короба, верхние и нижние панели центроплана. Это уникальное производство. Композитные крылья делают на многих зарубежных предприятиях. Но в Ульяновске применяют метод вакуумной инфузии, разработанной на «Аэрокомпозите». Она удешевляет процесс, позволяет создавать более сложные конструкции и сократить вес изделия (в отличие от автоклавной технологии). Детали из композитных материалов заменяют алюминиевые.

«Черное крыло» в буквальном смысле выпекают в печи. Сначала подготавливается «полуфабрикат» из сухого углеродного волокна — его выкладывают на оснастку в соответствии с заданной геометрией конструкции. Эта заготовка помещается в специальный технологический мешок, затем из него откачивается воздух. Конструкцию помещают в термоинфузионный автоматизированный центр («печь»), где при определенной температуре по трубкам подается специальный разогретый материал. Оно проходит сквозь углеродные волокна и пропитывает структуру. После конструкция отвердевает. Остывший агрегат проходит через контроль, механическую обработку, затем передается на линию сборки.

Ульяновский «Аэрокомпозит» — первое в мире предприятие, где эта технология начала применяться при производстве крупногабаритных конструкций панелей кессона крыла.

Чем хороши композитные материалы? Они позволяют создать крыло более совершенной аэродинамической формы и одновременно легкое. А это позволяет снизить расход топлива. Эксперты подсчитали, что среднемагистральный самолет с обычным алюминиевым крылом за свой жизненный цикл (а это около 20 тысяч часов) тратит около 140 тысяч тонн топлива. С композитным крылом воздушное судно тратит примерно на 6% меньше. Так что только «черное крыло» позволяет МС-21 экономить более 11 тысяч тонн горючего.

Флагман «Аэрофлота»

Изначально компоненты для крыла были импортными: их на «Аэрокомпозит» поставляли американская Hexcel и японская Toray Industries. Но с января 2019 года сотрудничество прекратилось из-за санкций, которые США ввели против ульяновского предприятия. В импортозамещение вложили около 2,7 миллиарда рублей. В итоге 25 декабря прошлого года в воздух впервые поднялся МС-21-300 с полностью российским композитным крылом.

После событий, связанных с Украиной, планы авиастроителей снова поменялись. В ОАК сократили план по поставкам МС-21 из-за недостаточного количества американских двигателей. Начались испытания Разработчики приступили к испытаниям версии с российским двигателем ПД-14. К слову, индекс «300», добавляемый к названию самолета, означает, что он укомплектован американскими двигателями, а «310» — двигателями российского производства.

В сентябре на Восточном экономическом форуме вице-премьер Денис Мантуров заявил, что коммерческие поставки полностью русифицированных самолетов МС-21 начнутся в 2025 году. Тогда же глава ОАК Юрий Слюсарь и генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский подписали соглашение о намерениях на приобретение 339 самолетов российского производства. Из них 210 — МС-21. Срок поставки — с 2023 по 2030 год. Первые шесть МС-21 должны быть отправлены в «Аэрофлот» в 2024 году. Самолет должен стать флагманом в парке авиакомпании.

Это хорошие новости для ульяновского авиапрома.

— «Аэрокомпозит» — единственный поставщик «черного» крыла. Предприятию нужно делать до 72 комплектов к 2029 году. В целом срочная задача для авиапрома — построить 400-500 бортов на замену западного флота. Затем — развивать перевозки и выходить на внешние рынки, — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Полагаю, что порядка 800 бортов можно будет продать. Но ситуация может обернуться в любую сторону. В 2019 году мы не могли предоставить, что будет ковид, в 2021 не знали про СВО. Поэтому строить долгосрочные прогнозы я не берусь.

Фото: ОАК, Виктория Чернышева

Виктория Чернышева